Ангелина Вовк рассекретила метод защиты от коронавируса

Ангелина Вовк рассекретила метод защиты от коронавируса

Ангелина Вовк рассекретила метод защиты от коронавируса

Ангелина Вовк рассекретила метод защиты от коронавируса
Какой русский не любит хорошую русскую баню! А хорошая баня получается, когда есть подходящее помещение, выполненное из дерева не хвойных пород и хорошая дровяная печь для бани. Печи для бани называют еще каменками. Название это пошло еще с тех времен, когда баню топили по-черному, а очаг для нагрева парилки складывали из валунов в виде свода. Вот и получила такая печь название «каменка». Для образования пара, горячую воду плескали на раскаленные камни.
Современная русская баня сохранила все основные черты русской бани из древности – есть парилка, каменка, веник. Конечно же, в наше время не складывают в парной очаг из валунов, его заменяют печи из кирпича и металла, желательно нержавеющего. Нагревать такую печь можно разными способами, самыми распространенными будут дрова и электроэнергия. Электрические печи для бани – более продвинутый вариант. В этом случае не нужно заготавливать дрова, вокруг печи чистота, но и настоящего русского духа такой печи будет недоставать.
То ли дело дровяные печи, они создают непередаваемый уют горящего костра, а сам ритуал топки бани жаркими березовыми дровами дорогого стоит. Проверенная российская конструкция дровяной печи для бани удивительно проста и надежна. В нижней части расположена топка с поддувалом, затем идет отсек, заполненный специально выбранными голышами определенной породы – они не трескаются, когда их поливают водой. На самом верху располагается бак для нагрева воды, с самоварным краном. Через два этих отсека проходит дымоход.
Компания SAUNA7 предлагает прекрасные, с оригинальным дизайном дровяные печи Kastor и Harvia из Финляндии. Кроме этих красавцев, в продаже имеется великолепный шведский образец печи для бань Tylo. Финны и шведы – северные народы и умеют делать хорошие нагревательные конструкции. Так же в Нашем магазине представлен полный ряд печей для бань отечественных производителей Теплодар и Термофор.

Самые модные домашние сауны и турецкие бани от компании САУНА7

Ангелина Вовк рассекретила метод защиты от коронавируса

Производственно-торговая компания «САУНА 7» имеет честь предложить Вам широкий ассортимент товаров для саун и бань:

Арбатских музыкантов будут лицензировать

Ангелина Вовк рассекретила метод защиты от коронавируса

Музыкантов на московском Арбате обяжут получать лицензии на выступления. Об этом рассказал РИА Новости глава муниципального округа Арбат Евгений Бабенко.

Лицензирование музыкантов начнется с октября. Разрешения будут отличаться сроками действия — они будут выдаваться на час, на половину дня или на весь день. Стоимость лицензий будет определять московское правительство.

Как заявил глава округа, введение лицензирования для музыкантов упорядочит их работу, так как при проверке они смогут предъявлять официальное разрешение. «Ну а с теми, кто его иметь не будет, разговор будет коротким», — подчеркнул Бабенко.

С инициативой ввести разрешения на выступления муниципальные депутаты района обратились к руководителю московского департамента культуры Сергею Капкову, сообщил глава округа. Они также предложили переместить с Арбата художников на специально созданные вернисажи.

В январе муниципальные депутаты арбатского округа выступили с предложением запретить проведение на Арбате массовых мероприятий. Как отметила инициатор предложения Ангелина Вовк, местные жители недовольны присутствием на улице музыкантов и «различных асоциальных групп граждан». Инициативу поддержала префектура Центрального административного округа Москвы.

Ангелина Вовк рассекретила метод защиты от коронавируса

См. также: Категория:Праздники 16 сентября

Международные

  • Ангелина Вовк рассекретила метод защиты от коронавирусаМеждународный день охраны озонового слоя
  • Ангелина Вовк рассекретила метод защиты от коронавирусаЕвропейский союз — Начинается ежегодная европейская неделя мобильности (фр.) русск. , направленная на стимулирование создания удобной инфраструктуры для пользования общественным транспортом, ходьбы пешком и езды на велосипеде. Спонсор: Европейская комиссия.

Национальные

  • Ангелина Вовк рассекретила метод защиты от коронавирусаСент-Китс и Невис — День героев (англ.) русск. .
  • Ангелина Вовк рассекретила метод защиты от коронавирусаМалайзия — День малайзийской федерации (англ.) русск. , 1963.
  • Ангелина Вовк рассекретила метод защиты от коронавирусаМексика, День Независимости.
  • Ангелина Вовк рассекретила метод защиты от коронавирусаПапуа — Новая Гвинея — День Независимости (1975, от Ангелина Вовк рассекретила метод защиты от коронавирусаАвстралия ).

Религиозные

  • В православной церкви [источник не указан 98 дней] :

— память священномученика Анфима, епископа Никомидийского, и с ним мучеников Феофила диакона, Дорофея, Мардония, Мигдония, Петра, Индиса, Горгония, Зинона, Домны девы и Евфимия (302 год); — память преподобного Феоктиста, спостника Евфимия Великого (467 год); — память блаженного Иоанна Власатого, Ростовского чудотворца (1580 год); — память священномученика Пимена, епископа Верненского, Сергия, Василия, Филиппа, Владимира пресвитеров, преподобномученика Мелетия (1918 год); — память священномучеников Василия, Парфения пресвитеров (1919 год); — память священномучеников Андрея, Феофана пресвитеров (1920 год); — память священномучеников Владимира, Михаила пресвитеров (1921 год); — память священномученика Николая пресвитера (1923 год); — память священномученика Евфимия пресвитера и с ним 4-х мучеников (1924 год); — память священномученика Романа пресвитера (1929 год); — память священномучеников Алексия, Илии пресвитеров (1937 год); — память священномученика Петра диакона (1953 год); — память святой Фивы диаконисы (I век); — память мученицы Василиссы Никомидийской (309 год); — память священномученика Аристиона, епископа Александрийского; — память святителя Иоанникия II, патриарха Сербского (1354 год); — празднование Писидийской иконы Божией Матери (VI век).

Именины

  • Православные [источник не указан 98 дней] : Анфим, Аристион, Василиса, Горгоний, Домна, Дорофей, Евфимий (Ефим), Зинон, Иван (Иоанн), Индис, Иоанникий, Мардоний, Мигдоний, Пётр, Феоктист, Феофил, Фива.
  • Католические [источник не указан 98 дней] : Киприан, Корнелий.

События

См. также: Категория:События 16 сентября

До XIX века

  • В современную астрономическую эпоху в этот день Солнце входит в созвездие Девы.
  • 1492 — во время первой экспедиции Колумба открыто Саргассово море.
  • 1654 — русские войска отвоевали у Речи Посполитой город Смоленск.
  • 1658 — гетман Войска ЗапорожскогоИван Выговский заключил с Речью Посполитой Гадячский трактат о вхождении казаков в польское подданство.
  • 1773 — в Новую Шотландию (Канада) прибыл корабль «Гектор» с шотландскими поселенцами на борту, после чего началась волна эмиграции из Шотландии в Канаду.

XIX век

  • 1810 — Мексика провозгласила независимость от Испании и начала войну.
  • 1821 — Российская империя подтвердила свои исключительные права на Аляску. Однако это не помешало через 46 лет продать её Соединенным Штатам Америки.
  • 1828 — участники русской экспедиции в Бразилии под руководством академика Григория Лангсдорфа прибыли в город Пара (Белен), откуда весной следующего года сумели морем добраться до Рио-де-Жанейро. Лангсдорф был русским консулом в Рио-де-Жанейро, в 1821 году он организовал большую экспедицию во внутренние районы Бразилии. Последний маршрут оказался самым трудным и драматичным: почти все участники тяжело заболели, некоторые погибли. Сам академик вернулся в Европу совершенно больным и неспособным к работе ввиду психического расстройства. Огромный собранный во время экспедиции материал долгие годы считали утерянным, почти 100 лет о ней не вспоминали, и лишь к середине прошлого века было воздано должное участникам забытой экспедиции.
  • 1857 — Джейн Пирпонт ( Jane Pierpont ) из Бостона получила авторские права на песню «One Horse Open Sleigh», более известную как «Jingle Bells». Эта рождественская песенка была написана для представления в воскресной школе и ныне без неё не обходится ни один рождественский праздник.
  • 1859 — английский исследователь Давид Ливингстон открыл озеро Ньяса (Африка).
  • 1889 — в Вашингтоне открылась первая панамериканская конференция.

XX век

  • 1907 — первый трамвай прошёл по улицам Санкт-Петербурга.
  • 1908 — Уильямом Дюраном ( William Crapo «Billy» Durant ) учреждена компания «General Motors».
  • 1915 — закончилась русская полярная экспедиция Бориса Вилькицкого, открывшая архипелаг Новая Земля.
  • 1916 — в Онтарио (Канада) введён сухой закон.
  • 1918 — учреждён Орден Красного Знамени.
  • 1931 — основан Государственный Академический Центральный театр кукол им. С. В. Образцова.
  • 1943 — освобождение города Лозовая (Украина) от немецко-фашистских захватчиков.
  • 1959
    • В семье негров Флеминг из штата Миссисипи родился восьмой ребёнок, которого назвали Никита Хрущёв.
    • Президент Францииде Голль обратился по радио к населению Алжира с предложением провести референдум, на котором алжирцы должны решить, отделяются ли они от Франции или остаются в её составе. Референдум должен быть проведён в течение четырёх лет после полного прекращения восстания в Алжире.
  • 1963 — Образовано государство Малайзия (из Малайи, Сингапура, Британского Северного Борнео и Саравака).
  • 1965 — в СССР внесены поправки в Уголовный кодекс, облегчающие преследования диссидентов.
  • 1966 — в Нью-Йорке оперой «Антоний и Клеопатра» открылось новое здание «Метрополитен Опера».
  • 1970 — в опросе музыкального журнала «New Musical Express» титул лучшей группы года достался «Led Zeppelin». Они же победили и в опросе читателей газеты «Melody Maker». До этого дня семь лет подряд лучшим коллективом Великобритании неизменно называли распавшуюся к этому моменту «The Beatles».
  • 1975 — Папуа — Новая Гвинея объявила независимость от Австралии.
  • 1979 — группа «Grateful Dead» дала концерт в Египте у подножья пирамид.
  • 1982 — резня в лагерях палестинских беженцев Сабра и Шатила в Бейруте, во время которой за 2 дня от рук ливанских христиан-фалангистов погибли, по разным сведениям, от 700 до 3500 ливанцев и палестинских беженцев. Министр обороны ИзраиляАриэль Шарон был обвинён в попустительстве убийствам в Ливане и снят с поста.
  • 1983 — актёр Арнольд Шварценеггер получил американское гражданство.
  • 1987 — подписан Монреальский протокол о защите озонового слоя Земли.
  • 1992 — Чёрная среда для британской валюты.
  • 1996 — в США арестован хакер Кевин Митник, нарушивший компьютерную сеть Пентагона.
  • 1998 — выход мюзикла Нотр-Дам де Пари.
  • 1999
    • Взрыв жилого дома в Волгодонске (Ростовская область). Погибли 19 человек, более 200 были ранены.
    • Билл Гейтс и его жена Мелинда пожертвовали более $5 млрд на основание организации, посвящённой изучением вопросов улучшения здоровья. Из этой суммы $200 млн потрачены на закупку и доставку компьютерной техники, а $100 млн на доставку вакцин в развивающиеся страны.
  • 2000
    • Украинского журналиста Георгия Гонгадзе последний раз видели живым.
    • В Сиднее открылись XXVII летние Олимпийские игры.

XXI век

  • 2007 — инцидент с «Блэкуотер» в Багдаде
  • 2009 — 62-летний Юкио Хатояма стал новым премьер-министром Японии.
  • 2011 — во время авиашоу в штате Невадасамолёт рухнул прямо на зрителей.

Родились

См. также: Категория:Родившиеся 16 сентября

  • 1387 — Генрих V, король Англии
  • 1462 — Пьетро Помпонацци (ум. 1525), итальянский философ («О бессмертии души»).
  • 1745 — Михаил Илларионович Кутузов (настоящая фамилия Голенищев-Кутузов) (ум. 1813), русский полководец, генерал-фельдмаршал.
  • 1838 — Джеймс Хилл ( James Jerome Hill ) (ум. 1916), канадский инженер, финансист, строитель Великой Северной железной дороги.
  • 1853 — Альбрехт Коссель (ум. 1927), немецкий физиолог и биохимик, лауреат Нобелевской премии 1910 года за «вклад в изучение химии клетки, внесённый исследованиями белков, включая нуклеиновые вещества».
  • 1857 — Александр Южин (настоящая фамилия Сумбатов) (ум. 1927), актёр и драматург, директор Малого театра, народный артист Республики (1922), почётный академик (1917).
  • 1887 — Надя Буланже (ум. 1979), французский дирижёр и педагог.
  • 1888 — Франс Эмиль Силланпяя (ум. 1964), финский писатель, лауреат Нобелевской премии 1939 года «за глубокое проникновение в жизнь финских крестьян и превосходное описание их обычаев и связи с природой» («Праведная бедность», «Усопшая в юности»).
  • 1889 — Мерседес Йеллинек (ум. 1929), девочка, в честь которой был назван автомобиль.
  • 1890 — Стефан Зорьян (настоящая фамилия Аракелян) (ум. 1967), армянский писатель («Семья Амирянов», «Царь Пап»).
  • 1893 — Альберт Сент-Дьёрди ( Albert Szent-Györgyi ) (ум. 1986), американский биохимик венгерского происхождения, лауреат Нобелевской премии 1937 года по физиологии и медицине, основоположник биоэнергетики.
  • 1893 — Александр Корда (настоящее имя Шандор Ласло Келльнер) (ум. 1956), английский кинорежиссёр и продюсер венгерского происхождения, создатель кинокомпании «Лондон филмз».
  • 1919 — Лоренс Питер ( Laurence J. Peter ) (ум. 1990), канадский преподаватель, автор знаменитой книги «Принцип Питера».
  • 1924 — Лорен Бэколл (настоящее имя Бетти Джоан Перске), американская киноактриса.
  • 1925 — Райли Бен Кинг ( Riley Ben King ), американский блюзмен.
  • 1926 — Александр Евсеев (ум. 1945), старший сержант, старший разведчик миномётного полка, Герой Советского Союза.
  • 1927 — Питер Фальк, американский киноактёр (сериал «Лейтенант Коломбо»).
  • 1936 — Михаил Кокшенов, советский и российский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР («Женя, Женечка и Катюша», «Спортлото-82», «Вечный зов», «В зоне особого внимания», «Гараж», «Самая обаятельная и привлекательная»).
  • 1941 — Ричард Перл, американский политик.
  • 1942 — Ангелина Вовк, широко известная и популярная диктор центрального телевидения СССР
  • 1945 — Евгений Петросян, писатель-юморист, артист разговорного жанра и телеведущий, народный артист России.
  • 1948 — Кенни Джонс ( Kenny Jones ), английский рок-музыкант, ударник группы «The Small Faces», после смерти Кита Муна ( Keith John Moon ) заменивший его в группе «The Who».
  • 1952 — Микки Рурк, американский киноактёр («Девять с половиной недель», «Год Дракона», «Дикая орхидея»).
  • 1956 — Дэвид Копперфильд (настоящее имя Дэвид Сет Коткин), американский фокусник-иллюзионист.
  • 1963 — Ричард Маркс, американский поп-певец.
  • 1984 — Кэти Мелуа, британская певица грузинского происхождения, автор и исполнительница своих песен.
  • 1992 — Ник Джонас, американский певец и актёр, участник группы Jonas Brothers.

Скончались

См. также: Категория:Умершие 16 сентября

В Тульской области из оборота изъяли 200 игрушек

19 Января 2017 14:39

Ангелина Вовк рассекретила метод защиты от коронавируса

Как сообщает пресс-служба Роспотребнадзора по Тульской области, в течение 2016 года нарушения обязательных требований Технических регламентов Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», «О безопасности игрушек» выявлены при 26 проверках, что составило 46% от общего числа проверок в указанной сфере.

Основные нарушения: отсутствие полной маркировки, нанесенной на игрушки, детскую одежду и обувь (информация о наименовании и месте нахождения производителя, импортера, сведения об условиях ухода за обувью и одеждой, возрастные ограничения на игрушках и т.д.).

Более половины проверок проведены с лабораторными методами исследований: отобраны 109 образцов (87 проб детских одежды, обуви, школьно-письменных принадлежностей и 22 пробы игрушек), из которых 13 проб (12%) не соответствовали требованиям технических регламентов по показателям безопасности:

— 11образцов одежды для девочек и мальчиков по гигроскопичности (производителями некачественной продукции явились: МПШО «Смена» — г. Москва; ООО «Текстильно-трикотажное объединение «Клинволокно» — Московская область; ИП Клименко А.В. – г.Ульяновск, а также товары Китая, Турции, Киргизии, Бангладеш),

— 2 образца игрушек – погремушка и сотовый телефон по превышению максимального и эквивалентного уровня звука (страна происхождения Беларусь и Китай соответственно).

При этом вся названная продукция сопровождалась сертификатами, подтверждающими соответствие продукции установленным требованиям технических регламентов.

По итогам проверок из оборота изъято 200 единиц детских игрушек, порядка 2300 единиц детской одежды и обуви. В адрес продавцов выданы предписания об устранении выявленных нарушений, в органы по сертификации продукции направлены информационные письма о необходимости приостановления или прекращения действия сертификатов соответствия.

Депутаты решили запретить торговлю и праздничные мероприятия на Арбате

Ангелина Вовк рассекретила метод защиты от коронавируса

Депутаты муниципального собрания района Арбат хотят запретить на одноименной улице ярмарочные и массовые праздничные мероприятия, передает Интерфакс.

Как рассказали агентству, такое решение было принято на заседании муниципального собрания 24 января. Эту позицию поддерживает префектура Центрального административного округа Москвы.

Соответствующие изменения планируется внести в распоряжение столичного правительства «О пешеходных зонах в центральной части города Москвы, создаваемых в 2012-2013 годах». Инициатор нововведения — депутат муниципального собрания, телеведущая Ангелина Вовк.

Накануне стало известно, что Старый Арбат освободят от курения. Данная идея пришлась по душе комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья Мосгордумы. По мнению руководителя муниципального образования «Арбат» Евгения Бабенко, люди, проживающие в этом районе, не должны травиться сигаретным дымом тех, кто просто приехал погулять. Впервые подобное предложение прозвучало в ноябре 2012 года. Таким образом, Старый Арбат станет первой «некурящей» улицей в Москве.

Наша защита

Татьяна НИКИТИНА
Ангелина Вовк рассекретила метод защиты от коронавируса «Телесемь» разобралась в вопросах планирования семьи и предлагает краткий обзор методов.

Какой способ защиты от незапланированной беременности лучше? Выбор сейчас широкий. Появились гормональные контрацептивы нового поколения, которые можно принимать без опаски набрать лишний вес или получить высыпания на коже. Сейчас дозы активных веществ минимальны, а по структуре они приближены к натуральным, которые вырабатывает организм женщины. Не хотите пить лекарства – избежать расширения семьи помогут спирали, которые устанавливаются на длительный срок, или барьерные способы защиты.

На каждый день

Комбинированные гормональные контрацептивы. В составе – два гормона. Очень эффективны – до 99% защиты. Уменьшают боли во время критических дней. А также предотвращает внематочную беременность.
Минус: пропускать прием нельзя. Забывчивость может спровоцировать рождение нового члена семьи. Нельзя пить другие лекарства, не посоветовавшись с врачом и не проверив их на совместимость с гормонами.
Противопоказаны: курящим, кормящим мамам, при сахарном диабете, гипертонии, мигренях; в зрелом возрасте велик риск тромбообразования.
Мини-пили, или прогестиновые контрацептивы. В их составе – один гормон. Это уменьшает количество противопоказаний, но и уровень защиты немного падает. Их часто рекомендуют кормящим мамам и дамам после 35.
Минус: чрезвычайно строгая схема приема – каждый день в одно и то же время. Пропуски недопустимы. Как и большинство таблеток, не защищают от болезней, передающихся половым путем.
Противопоказано: при нерегулярном цикле критических дней и сильных кровотечениях в этот период, при нарушениях в работе сосудов головного мозга.
Барьерные способы защиты – спермициды. Они подойдут, если вы настороженно относитесь к лекарствам и таблеткам предпочитаете гомеопатию. Спермициды защищают от многих вирусов и бактерий. Форма выпуска любая – желе, пены, свечи, кремы, растворимые пленки.
Минус: средство нужно применить заранее, за 15–30 минут, партнеру придется ждать. Нельзя принимать душ в течение 6–8 часов после спермицида.
Противопоказано: при аллергии.

На неделю

Гормональный пластырь. Его можно прикрепить к коже и забыть о нем на неделю. Уменьшает симптомы предменструального синдрома (ПМС). Пластырь применяется циклично, так что, если забыли вовремя сменить, можно возобновить использование в любой момент. А пока он подействует, применять барьерные способы защиты.
Минус: будет заметен партнеру. Не защищает от болезней. Необходима замена на новый, если случайно отклеится.
Противопоказано: дамам старше 35 лет, при гипертонии. Если масса тела выше 90 кг, эффективность резко снижается.

На 21 день

Гормональное кольцо. Ставится на период, равный ежемесячному циклу. Активные вещества начинают выделяться под действием температуры тела. Как инородное тело кольцо не ощущается ни одним из партнеров. До наступления критических дней о нем можно забыть.
Минус: не спасает от вирусов.
Противопоказано: при сахарном диабете, мигренях, в возрасте старше 35 лет, при проблемах с сосудами и печенью, панкреатите.
На заметку: максимум раз в месяц в качестве экстренного метода можно применять посткоитальные контрацептивы. Они обладают большим количеством противопоказаний, но помогают избежать нежелательной беременности даже через трое суток после бурной ночи.

На несколько месяцев и лет

Препараты пролонгированного действия. Позволяют забыть о беременности от трех месяцев до пяти лет. Это гормональные инъекции и имплантаты, спирали. Их рекомендуют использовать, если в семье уже есть дети, и в зрелом возрасте. Спирали, содержащие медикаменты (бывают двух видов, второй с антисептическими металлами), можно применять во время кормления грудью. Позволяют сохранить защиту в секрете. Высокий уровень надежности.
Минус: необходимо дополнительное медицинское вмешательство, не защищают от инфекций.
Противопоказано: при ацикличных кровотечениях, в юном возрасте. Инъекции и имплантаты могут провоцировать нарушение цикла, а спираль не используют при хронических гинекологических заболеваниях.

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript . Фото Thinkstock/Fotobank

Экономическая политика СССР в 1945 — 1953 гг. и ее влияние на уровень жизни населения страны Волынцев Виктор Арнольдович

Ангелина Вовк рассекретила метод защиты от коронавируса

Ангелина Вовк рассекретила метод защиты от коронавируса

Ангелина Вовк рассекретила метод защиты от коронавируса Ангелина Вовк рассекретила метод защиты от коронавируса Ангелина Вовк рассекретила метод защиты от коронавируса Ангелина Вовк рассекретила метод защиты от коронавируса Ангелина Вовк рассекретила метод защиты от коронавируса

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Автореферат — 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Волынцев Виктор Арнольдович. Экономическая политика СССР в 1945 — 1953 гг. и ее влияние на уровень жизни населения страны : диссертация . кандидата исторических наук : 07.00.02.- Москва, 2002.- 175 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-7/529-3

Содержание к диссертации

Раздел 1. Основное содержание экономической политики советского государства в первые послевоенные годы 21

Раздел 2. Особенности восстановления и. развития послевоенной промышленности и перемены в уровне жизни городского населения . 63

Раздел 3. Послевоенная аграрная политика в судьбах российского крестьянства 98

Список литературы и источников

Основное содержание экономической политики советского государства в первые послевоенные годы

Особую ценность в исследовании темы представляют воспоминания государственных деятелей о создании в Советском Союзе ядерного оружия и средств его доставки. В статьях Первухина М.Г., опубликованных в середине 70-х — середине 80-х годов, подчеркивается огромное значение, которое придавал И.В. Сталин ядерному проекту.33 О колоссальных масштабах государственного финансирования разработок вспоминал А.П. Александров в своих публикациях «Как делали бомбу»34 и «Годы с Курчатовым».35 Своеобразие этих работ в том, что они были написаны в 70-е — 80-е годы, когда история создания ядерного оружия оставалась закрытой темой.

Более подробно об экономической стороне ядерного проекта говорится в записях Я.И. Голованова «Королев: Факты и мифы».36 Осуществить столь масштабный замысел в тяжелых послевоенных условиях, по мнению Голованова, позволило не только государственное сверхфинансирование разработок, но и командный стиль руководства, который был установлен в огромном коллективе людей, занятых в работе над проектом.

О том, как в 1945-1953 годах была перестроена вся система ГУЛАГа, можно судить на основании архивных материалов сборников «ГУЛАГ: Главное управление лагерей. 1918 — 1960» и «Экономика ГУЛАГа и ее роль в развитии страны в 1930-е годы».37 В этих сборниках опубликованы уникальные документы, некоторые из которых впервые вовлечены в научный оборот. Кроме того, документы по ГУЛАГу позволяют понять общее отношение политического руководства страны к использованию труда заключенных.

В целом, использование разнообразных исторических материалов и источников позволило составить более полное представление об экономическом развитии СССР в послевоенные годы и уровне жизни основных категорий населения.

Научная новизна работы. В диссертации впервые, с использованием недавно рассекреченных архивных материалов, проведено комплексное исследование основных направлений послевоенной экономической политики и показано ее влияние на уровень жизни основных слоев населения СССР в 1945-1953 гг.

С современных научных позиций автор анализирует содержание экономических преобразований в СССР второй половины 1940-х -начала 1950-х годов, связанных с переходом страны к заключительной стадии индустриальной модернизации.

Новизна исследования заключается в том, что диссертант научно обосновал наличие экономической взаимосвязи между государственным решением военно-стратегических задач и низким уровнем жизни основных производящих слоев населения. С привлечением архивных источников доказано, что во второй половине 1940-х — начале 1950-х

Новым моментом в исследовании послевоенной экономики СССР является анализ трансформации военных методов решения социально-экономических проблем при восстановлении народного хозяйства. По мнению автора, реализация мобилизационного варианта экономической политики к концу сталинского правления привела к максимальному усилению роли государства в жизни страны.

В диссертации сформулирован вывод о том, что финансовая реформа 1947 года, сопровождавшаяся отменой карточной системы, стала одним из способов извлечение денежных средств у населения. Исследование показало, что в целом, вопреки массовым ожиданиям, реформа значительно снизила уровень народного потребления.

К новизне работы следует отнести и комплексный экономический анализ государственного механизма снижения цен. Автор доказывает, что политика в области ценообразования отнюдь не была направлена на повышение уровень жизни. Реальный механизм снижения цен был основан на том, что государство изымало продукцию сельского хозяйства по относительно низким заготовительным ценам, а продавало ее по высоким розничным ценам.

При сравнении материального благосостояния различных слоев советского общества диссертантом была выявлена существенная имущественная дифференциация. Уровень жизни государственных чиновников и партийных работников оказался значительно выше, чем обычных граждан. Исследование показало, что материальные затруднения на рубеже 40-50-х годов испытывали, главным образом, производящие слои общества, прежде всего промышленные рабочие и колхозные крестьяне.

Особенности восстановления и. развития послевоенной промышленности и перемены в уровне жизни городского населения

Уровень развития текстильной промышленности 1940 года удалось достигнуть только в 1949 году. Ситуация в текстильной промышленности существенно осложнялась тем, что за годы войны было выведено из строя 61,7 тыс. станков. За 1946-1948 гг. страна произвела лишь 8727 единиц ткацких станков, что составило 14,1 % к потерям за годы войны.89 Кроме этого, к концу четвертой пятилетки замены требовала значительная часть износившихся машин. Экономический рост в этих сложных послевоенных условиях достигался исключительно ценой энтузиазма и жертвенности советских граждан, трудившихся почти без всяких экономических стимулов.

По сути, государство требовало значительного увеличения товарооборота, расширения объемов торговли между городом и деревней. Для этого признавалось необходимым пересмотреть роль потребительской кооперации, которая, не располагала устойчивыми связями с потребителем, ограничивала свои функции распределением товаров, получаемых от государства. Способствуя росту товарооборота, потребкооперации разрешалась торговля в городах и рабочих поселках продовольствием и товарами широкого потребления. Для этого ставилась задача повсеместного расширения сети магазинов и лавок.

В значительной степени заявления правительства о приоритетах производства товаров легкой промышленности и торговли являлись популистскими. Такой вывод можно сделать исходя из того, что эта тема

Народное хозяйство СССР в 1959 г. Статистический ежегодник. М.: Госстатиздат ЦСУ СССР. 1959. С. 246. заняла одно из центральных мест в официальной пропаганде 1946-48 годов. Так, «Правда» неизменно подчеркивала актуальность этих вопросов, напрямую связывая успешное хозяйственное строительство с их решением. В передовой центрального партийного органа от 6 января 1947 года говорилось: «Чтобы экономическая жизнь страны могла забить ключом. а промышленность и сельское хозяйство имели стимул к дальнейшему росту своей продукции, надо иметь развернутый товарооборот между городом и деревней, между районами и областями страны, между различными отраслями народного хозяйства. Чем шире будет развернут товарооборот, тем быстрее поднимется благосостояние советских людей, тем лучше будут удовлетворены их насущные нужды».

На страницах центральной печати постоянно помещались статьи, рассказывающие о ходе развертывания торговли в регионах страны. Вот, к примеру, сообщение из г. Минска: «Каждое утро широко раскрываются двери 577 торговых предприятий белорусской столицы, чтобы возможно более удовлетворить запросы покупателей. Здесь было открыто вновь 93 магазина, ларька и палатки. Органы государственной торговли развернули на рынках встречную продажу промышленных товаров. Товарооборот по основным видам промышленных и продуктовых товаров вырос в 2-2,5 раза».91 Повсеместное развитие получала кооперативная торговля, масштабы которой росли: за 1947 год в целом по стране кооперативными организациями было закуплено более 180 тыс. тонн мяса, свыше 9 тыс. тонн жиров, 83 млн. литров молока, около 200 тыс. тонн картофеля, 195 тыс. тонн овощей, 126 тыс. десятков яиц.9

Еще одним популистским мероприятием власти стала политика снижения цен. Она являлась мощным средством пропаганды достижений социализма среди широких слоев населения, что, безусловно, способствовало укреплению созданной в стране системы и режима личной власти Сталина. Однако в среде населения встречались самые доброжелательные оценки данного курса: «Новое снижение цен показывает, что советское правительство действительно заботится о трудовом народе. Ведь для тех, кто получает небольшую зарплату, это снижение является чрезвычайно большим облегчением. Эти люди от всего сердца благодарят правительство и Сталина».93

Исследования В.П. Попова показали, что механизм снижения был основан на том, что государство изымало продукцию сельского хозяйства по низким заготовительным ценам — через систему обязательных поставок с колхозов и личных хозяйств граждан — а продавало ее по относительно высоким розничным ценам. Так достигалось сразу несколько целей. Во-первых, полученные за счет труда деревни таким способом деньги правительство перераспределяло в пользу промышленности, что позволяло сохранять приоритет развития производства средств производства над производством предметов потребления. Во-вторых, изъятие из деревни продуктов, необходимых для пропитания самого сельского населения, заставляло последнее непрерывно трудиться в колхозах и личных хозяйствах и потому гарантировало государству непрерывность обязательных поставок.94

Значительная часть государственных доходов слагалась из налогообложения сельских жителей. Крестьяне выплачивали натуральный налог (обязательные поставки мяса, шерсти, молока, яиц и Тамбов. 2000. пр.) и денежный. С отменой карточной системы розничные цены на сельхозпродукты снижались, что влекло за собой снижение цен на колхозных рынках, а с другой — размеры денежных налогообложений после войны постоянно повышались. Поэтому снижение цен проводилось в основном за счет деревни, за счет резкого ухудшения материального положения крестьян.

Забота о материальном достатке основных слоев населения не была приоритетной задачей правительства, так как во второй половине 40-х годов основная доля национального бюджета уходила на реализацию военных программ, на противостояние с ведущими в техническом плане державами Запада. Известный историк Н.Н. Яковлев приводит пример, насколько обеспокоен был министр здравоохранения Е.И. Смирнов тяжелым положением в снабжении больниц лекарствами. Сталин, узнавший об этом, спокойно отметил: «Смирнову, по должности знавшему о разработке ядерного оружия, не подобало не понимать, куда идут средства». Сразу же после воины в районе закрытого города Красноярск-26, под руководством Л.П. Берия, началось сооружение подземного горно-химического комбината для производства оружейного плутония. О размахе стройки говорит тот факт, что из таежных сопок «вынули грунта больше, чем при прокладке московского метро».96 Историки и широкие слои общественности стали узнавать о масштабах военных проектов и их цене только в начале 90-х годов, когда открылись недоступные ранее архивные фонды.

Послевоенная аграрная политика в судьбах российского крестьянства

Экономический произвол государства во многом оказался возможен по той причине, что лишенные паспортов колхозники не имели права выбирать работу и место жительства. Как отметил В.П. Попов, совпадение по времени коллективизации и введения единой паспортной системы в 1932 году является далеко не случайным явлением. Колхозы стали пунктами прикрепления людей, а паспортная система сделала возможным само прикрепление.170 Но все-таки основной изъян колхозной системы, выражался в отсутствии полноценной оплаты крестьянского труда, поскольку размер последней зависел от того остатка, который сохранялся после выполнения колхозом всех обязательств перед государством.

Наиболее тяжелым для крестьян оказался первый послевоенный 1946 год, так как расчет с колхозниками по зерну в этом году был хуже, чем в военном 1943 г. — самом неблагополучном для сельского хозяйства. В целом по СССР в 1946 г. 75,8 % колхозов выдавали на трудодень меньше 1 кг зерна, а 7,7 % вообще не производили оплату зерном171, что в сочетании с летней засухой стало причиной голода. Засуха 1946 года охватила большинство зерновых областей страны — Украину, Молдавию, правобережье Средней и Нижней Волги, Центрально-Черноземную зону и значительные территории в Нечерноземье. Во многих районах дождей не было по 60-70 дней подряд, что не могло не сказаться на урожайности. По данным И.М. Волкова, в среднем по стране урожайность зерновых культур в 1946 году составила 4,6 ц. с гектара17 , вдвое меньше, чем в 1940 г. и значительно меньше показателей 1945 г. В итоге во всех категориях хозяйств было собрано 39,6 млн. т. зерна, тогда как в 1940 г. -95,6 млн. т., а в 1945 г. — 47,3 млн. тонн.

Однако, по мнению многих историков, не только потеря значительной части урожая стала причиной голода. Власти, стремясь не допустить сокращения государственного резерва хлеба, пошли по пути организации дополнительных хлебозаготовок, когда колхозы и совхозы в порядке обязательной разверстки уже после выполнения плана сдачи хлеба получили так называемую надбавку к плану. По сути, государство отбирало хлеб, предназначенный для распределения среди крестьян в форме натуроплаты за трудодни, что и стало причиной голода в деревне. «Относительно 1945 года, — считает, например, В.Ф. Зима, — сокращение валового сбора было в пределах допустимого и не давало никаких оснований для чрезвычайщины в проведении заготовительной кампании».173 Причины надбавки к плану хлебозаготовки становятся понятны, если учесть те задачи внешней политики, которые советское руководство решало в 1946 году.

Несмотря на продовольственные трудности в стране, Советский Союз оказывал значительную помощь хлебом Болгарии, Румынии, Польше, Чехословакии, то есть своим ближайшим геополитическим союзникам. В Польшу было отправлено 900 тыс. т. зерна, Чехословакию -600 тыс. т. зерна, в целом же экспорт зерновых из СССР ровнялся 1,7 млн. т.174, что составило 10 % от заготовленного в 1946 г. Министр внешней торговли А.И. Микоян подписал соглашение о поставке Франции 500 тыс. т. зерна в течении апреля-июля 1946 года. В сообщении о соглашении указывалось, что Советское правительство, «учитывая тяжелое продовольственное положение во Франции и просьбу французского правительства, решило пойти навстречу Франции как своему союзнику. ».175 Таким образом, закрепление успехов на международной арене лидерам партии казалось более предпочтительной задачей, нежели сохранение приемлемого уровня жизни своего народа.

Стремясь предотвратить массовое «расхищение» зерна голодающими крестьянами, правительство пошло по пути усиления карательных мер. Наряду с действующим Законом от 7 марта 1932 г., прозванным в народе «законом о пяти колосках», были приняты решения о методах и сроках репрессий, чтобы «свести на нет эту преступность».176 В 1946 г. Совет министров СССР принял два постановления по охраны хлеба. Примечательно, что первое из них — от 27 июня «О мерах по обеспечению сохранности хлеба, недопущению его разбазаривания, хищения и порчи» — было принято еще летом, когда снижение урожая только прогнозировалось. Особой жесткостью отличалось второе постановление — «Об обеспечении сохранности государственного хлеба» -принятое 25 октября. Осенью, когда был осознан весь масштаб убытка от засухи, суды рассматривали дела о «хищении хлеба» в 10-дневный срок. К виновным применялись меры по Закону от 7 августа 1932 г. За хищение колхозного и кооперативного имущества допускался расстрел, с

Усиление мер наказания за кражу отражала центральная пресса, что, по-видимому, должно было создавать эффект их общенародной и государственной значимости. Например, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 г. «Об уголовной ответственности за хищения государственного и общественного имущества» был опубликован в «Правде».178 Строгость мер, как и в других случаях, объяснялась экономической необходимостью. Согласно Указу кража, присвоение, растрата или иное хищение колхозного, кооперативного или другого общественного имущества карались заключением в исправительно-трудовом лагере на срок от 5 до 8 лет с конфискацией или без конфискации имущества. Строгость режима лишь незначительно смогла сдержать воровство хлеба, поскольку альтернативой ему для многих был голод. В одном из писем 1946 г., задержанных органами государственной безопасности, отмечалось: «Мне не страшна тюрьма, ибо там я могу получить кусок хлеба».179 Таким образом, факты говорят о катастрофическом продовольственном положении в деревне.

Дорога в «Рай» и третья территория

Ангелина Вовк рассекретила метод защиты от коронавируса Ангелина Вовк рассекретила метод защиты от коронавируса

Из картины в картину, от сеанса к сеансу — ни одного свободного места в кинотеатрах «Stadkino im Künstlerhaus» и «Burg Kino» (а также в Российском центре науки и культуры, где устраивают встречи с нашими режиссерами, актерами и продюсерами) найти было невозможно. Пришлось даже вводить систему бесплатных билетов, поскольку все показы были принципиально некоммерческими.

Генеральный директор Госфильмофонда Николай Бородачев и режиссер Андрей Кончаловский рассказали, почему в Европе интерес к российскому кино резко возрастает. К чему ведет война с памятью. И как попасть в «Рай», сумев сказать жизни «Да!».

Андрей Кончаловский: То, что интерес к русской культуре за рубежом растет — это нормально. Просто потому, что настолько сильный идет антирусский накат от наших западных «партнеров», и настолько много было, я бы сказал, дикой чернухи, что у людей естественно появляется желание протеста против подобного. И нам вся эта система американской деформации как раз очень помогла в результате. Во всех смыслах. Нормальные люди — они же знают правду. Любой народ знает, что с ним. И я считаю, такой повышенный интерес к российскому кино сегодня абсолютно естественен. Тем более что русское кино всегда было немножко другим. Начиная с Якова Протазанова, и через советское, коммунистическое, большевистское, через шедевры авангарда. Эйзенштейн, Пудовкин. Наше кино было и остается особенным. Конечно, после перестройки возникло желание воткнуть русское кино в общий тренд американского кинематографа. Но эти попытки вряд ли интересуют мирового зрителя. Они могут привлекать русскую молодежь — поскольку мы, благодаря, наверное, достаточно легкомысленному отношению к американской пропаганде, создали целое поколение американских кинозрителей в России. Это молодые люди 16-18 лет, которым хочется попкорн и какое-то американское кино. Но русское кино вообще-то сделано для тех людей, которые не жуют. Так, как в театре или в консерватории… Когда я снимал свою последнюю коммерческую картину «Щелкунчик», которая провалилась, мой американский продюсер настаивал: «Надо погромче. Громче делай!» — «Почему громче? И так уже невозможно». — «А зрители не слышат, они жуют, у них хрустит все. Потому и громче».

Ангелина Вовк рассекретила метод защиты от коронавируса

Ангелина Вовк рассекретила метод защиты от коронавируса

А ведь большое искусство, как правило, говорит шепотом…

О запахе, душе и духе

Андрей Кончаловский: Между душой и духом большая разница. Дух, как говорится, холоден. Душа теплая. Это женское начало…

Любая культура пахнет, как и любой язык имеет запах. Передать его в картине — самая сложная вещь. Но я всегда пытаюсь его угадать. Греция ( когда я делал «Одиссею») — это ветер, оливковое масло, песок, кожа. Австрия имеет свои ассоциативные вещи, Германия… «Рай» — картина, где люди говорят на трех языках. Французы по-французски, немцы по-немецки, русские по-русски. Пожалуй, это самый «коммерческий» фильм, который я снял в своей жизни: никто ничего не понимает. Время жевать попкорн нет. Надо все время включать мозги, читать субтитры… Или надо говорить на трех языках, плюс идиш.

Там переплетены три разные культуры: чувственная французская, абсолютно идеалистичная немецкая — великий немецкий идеализм; и русская — духовная, гуманная, которая в принципе, гораздо менее идеалистична…

Я верю, что произведение киноискусства имеет запах. Возьмите настоящие итальянские картины, неореализм; французские, или настоящие американские фильмы. Что не имеет запаха? Голливуд. Потому что это не американское кино, а коммерческое. Так же, как можно сказать, что Макдональдс — это не американская еда, а продукт для продажи. А американская еда — это лимонад и пирог из тыквы.

Про относительность зла

Андрей Кончаловский: Почему сейчас я обратился в фильме «Рай» к теме фашизма? Никаких причин нет. Я вообще не очень большой поклонник слова «актуальность» в искусстве. Актуальность — это вещь для политиков, публицистов, иногда для документалистов. Но для искусства актуальности не существует. В чем актуальность Баха, Бетховена или Шекспира? Я думаю, что если бы у Шекспира спросили, в чем актуальность «Короля Лира», вряд ли бы он ответил что-то, кроме каких-то достаточно неприличных английских слов. Мне кажется, актуально то, что волнует. И я имею в виду не головы, а сердца. Мы же ходим в кино не думать. Мы в кино хотим плакать, смеяться, пугаться, как дети. Зритель благодарен художнику за те чувства, которые у него хранятся с детского возраста. И у зрителя, если он по-настоящему сопереживает в кино и верит, у него детские глаза.

Меня давно интересует тема относительности и привлекательности зла. Не меня одного, она интересовала великих, и, прежде всего, Федора Михайловича Достоевского. Все «Преступление и наказание» сделано, чтобы понять логику совершения зла и убийства. И гениальность Достоевского в том, как он показал, что зло часто рядится и в одежды справедливости, в одежды демократии, совершается «ради свободы, ради демократии». Можно стрелять танками, напалмом жечь Белград — «во имя демократии»… Но я не задумывал «Рай» как картину об относительности зла, нет. Началось все с замечательной биографии русской женщины, княгини Оболенской, которая погибла в Берлине, потому что прятала еврейских детей. А кончилось рассуждениями по поводу того, как несчастны люди, которые верят, что творят добро, не понимания, что они совершают зло. И нельзя сказать, что они все были злодеями, фанатиками. Большинство немецких офицеров и солдат СС не были сумасшедшими людоедами. Это были булочники, аптекари, нормальные буржуа, которые ходят по улицам, слепого через дорогу переведут. Но когда они попадают в поток реки, когда все делают страшное дело, они становятся такими же — потому что это делают все. Вот что самое страшное! Собственно, об этом я стал размышлять, когда делал картину.

Почему цензура помогает художнику, а не мешает

Андрей Кончаловский: Мы привыкли жить в мире клише. В условиях политической корректности. Нет, мы, русские, слава Богу, мы не привыкли, мы самая свободная страна в этом смысле. Можно говорить что угодно, и никого никуда не потащат.

Но есть такая поговорка: в ухо Сидора, в ноги Якову, нам свойственна позиция — кто не с нами, тот против нас. Я думаю, что Бог улыбается, глядя на это. Потому что во всем, что происходит, есть и хорошее, и плохое. И даже в самом ужасном есть позитив, потому что есть некий смысл. Когда я говорю «смысл», его просто надо найти. Есть замечательная книга австрийского психиатра Виктора Франкла «Сказать жизни да!». Он провел несколько лет в лагерях и написал два, я считаю, выдающихся произведения. О духовной силе мысли. В любой ситуации, даже в самой ужасной, даже в лагере, он считал, надо найти и можно найти смысл.

Ангелина Вовк рассекретила метод защиты от коронавируса

Ангелина Вовк рассекретила метод защиты от коронавируса

Такая вещь, например, как революция, нельзя сказать, что была тотальным злом. Вот эту третью аксиологическую сторону нам, русским людям, очень трудно найти. У нас всегда или белое, или черное. А есть и третья территория, где этот конфликт должен решаться поисками компромисса.

Очень важно показывать советские картины, в тот период снимались замечательные фильмы. Как ни странно, да нет, не странно, я убежден, что свобода никакой гарантии для создания шедевров не дает. Все великие шедевры были созданы в условиях диктатуры, инквизиции, страшной царской цензуры, либо советской. В условиях цензуры и независимо от цензуры. Я думаю, что цензура помогает художнику, а не мешает.

И вот сейчас борьба, которая очень либеральная, когда права человека поставили над его обязанностями, разрушительна для европейской философии. На мой взгляд, обязанности человека выше, чем права.

О «Левиафане», этике и религии

Андрей Кончаловский: Есть такое правило — художник не должен высказываться по поводу другого художника вслух. Дома он может сидеть в углу и материться. Но вслух говорить не надо. Кто-то из английских писателей, не помню, кто, хорошо написал: что английские писатели ходят вокруг друг друга, мурлыча, как львы, готовые растерзать друг друга. Но не делают этого. В силу того, что большие художники всегда самодостаточны. Им кажется, что то, что они делают, лучше всех. Но, конечно, бывают гении, перед которыми все склоняются.

По поводу «Левиафана» я могу сказать одно. Что Звягинцев, безусловно, очень талантливый человек. Но ему, на мой взгляд, помешало и сегодня мешает то, что Европа его вознесла до небес после первой же картины. Нашли новое! Вот это маркетинг. Причем, фестивальный маркетинг такой же, как и продавать нам кока-колу. Когда молодой художник получает взрыв популярности: «Звягинцев, Звягинцев!» — он теряет, прежде всего, внутреннюю свободу. Потому что ему хочется повторить прежний успех. Но он человек умный, интеллигентный, я надеюсь, он избавится от того, куда его заталкивает слава. А слава заталкивает — она не освобождает. Так же как и полученная власть…

О совместных постановках и санкциях

Андрей Кончаловский: Почему я уехал из Голливуда? Почему я поехал в Голливуд — никто не спрашивает. Спрашивают: почему я оттуда вернулся… А вот когда я в Киргизию отправлялся снимать свой первый фильм, что-то никто не интересовался: ты вернешься или нет?

Ну что ж, я скажу. Я уехал из Голливуда, потому что я попал туда уже на закате Голливуда. В 80-е годы, в период, когда Уолл-стрит еще не обратил своего алчного взора на те прибыли, которые Голливуд может давать, но это был уже закат. 60-70-е были годами его расцвета. В 30-е годы Голливуд сначала обогатил Европу, а в 40-е годы Европа ответила таким взрывом кинематографа — неореализм, новая волна… Так что культурная связь между Европой и Америкой была очень сильной. Если вы вспомните великих американских писателей, они все в определенное время жили в Париже. Хемингуэй, Фицджеральд, Генри Миллер… Они питались европейскими корнями. И великая классическая американская литература родилась на европейской основе.

То же самое с кинематографом. Только чуть позже. Я приехал, когда это увлечение еще существовало, снималось много недорогих картин. Но потом включились профсоюзы Голливуда, начались забастовки, стали подниматься цены, все дороже и дороже делались фильмы. А потом случилась катастрофа. Джордж Лукас снял «Звездные войны». И неожиданно одна картина принесла миллиард долларов. А стоила — десять миллионов долларов. И Уолл-стрит понял, что кино может быть огромной машиной для печати денег.

Картины становились все более и более коммерческими. Авторское кино ушло. Уже такому человеку, как Кассаветис, или даже как Скорсезе, который начинал как великий автор, или как Коппола, кто тоже начал, как авторский режиссер, появиться было сложно. Постепенно все уходило в коммерческое юношеское кино.

Сегодня Голливуд делает картины для тинейджеров. Он забыл родителей, уже не говоря о дедушках и бабушках. В 40-е годы родители ходили в кино. И там появлялись великие режиссеры, были серьезные картины для людей, которые читают.

Я уехал из Голливуда потому, что мне там не осталось места, — в этом причина.

Что касается совместных постановок сегодня на фоне санкций… В принципе, я не думаю, что это так необходимо. Раньше-то почему стремились — русский просто хотел за границу поехать. А сейчас: есть постановка — хорошо. Нет — поехать, выпить капучино или съесть торт Захер в Вене можно и без совместного фильма… Конечно, заманчиво было бы показать, как русские войска шагают через австрийские Альпы, — это могло бы получиться интересной картиной, про Суворова. Но важны не столько совместные постановки, сколько то, чтобы мы в принципе делали хорошие фильмы, которые хотелось бы смотреть, и было где увидеть. Австрийские — русским, русские — австрийцам… Я не верю, что красота может спасти мир, но на пять минут сделать человека лучше может. А этого достаточно.

Новые проекты. «Отверженные»

Андрей Кончаловский: Мы не задумываемся, но еще двадцать лет назад Госфильмофонд был только архивом… Я по ходу вспомнил, как меня по Венеции катал мой знакомый, который работает в архиве. Я спросил его: «Что ты делаешь?» — «Разбираю архивы. Лежат тонны архивов 11-12 века…». Он говорит на четырех языках: палестинском, греческом, говорит по латыни, и знает арамейский, помимо иврита. Понимаете, какая культура необходима, чтобы разбирать архив? То же самое — в Госфильмофонде. Наверняка еще есть пленки, которые не разобраны, мы даже не знаем, что там… Но сегодня роль Госфильмофонда меняется вот почему. Сейчас во время цифрового века и массовой доступности абсолютно любой информации, в частности, в большинстве своем ложной, укорачивается память, даже идет война с памятью. Память уничтожается. Сама по себе. Просто в силу того, что дети, люди не хотят ничего помнить. Я не помню телефонного номера своей жены! Я кнопки нажимаю. А если я забуду кнопку — все, я не смогу ей позвонить.

Ангелина Вовк рассекретила метод защиты от коронавируса

Ангелина Вовк рассекретила метод защиты от коронавируса

Информационная среда отнимает память у человечества. Об этом глубоко написал Умберто Эко. А поскольку память укорачивается, извратить сегодня можно все, что угодно. Мы это видим по тому, как уничтожаются памятники Великой Отечественной войны на Западе. Война памяти идет с двух сторон — с технологической, изнутри, и снаружи — с идеологической. И Госфильмофонд сегодня — это тот форпост, который борется за сохранение памяти. Это чрезвычайно важно, а мы даже не отдаем себе в этом отчет.

Николай Бородачев: Последние годы мы стали активно заниматься популяризацией коллекции Госфильмофонда. Аналогичные фестивали мы проводим в ряде стран Европы, и с каждым разом количество зрителей только увеличивается. И, несмотря на кризис в стране и в мире, мы будем изыскивать средства на такие мероприятия. Ведь киноколлекция Госфильмофонда — лучшая в мире, и практически все страны пользуются нашей коллекцией. Недавно мы оцифровали и передали десять фильмов американцам, которые у них считались потерянными. А вообще у нас хранится шестьдесят американских картин, созданных с 1919-го по 1929-й год, о существовании которых в США даже и не знали, — молодая, тогда революционная Россия покупала эти фильмы за золото… Мы работали с японцами, с немцами. У нас хранятся фильмы, датированные со дня основания кинематографа и по сегодняшний день, и не только отечественного, но и мирового кинонаследия. И все фильмы, которые поступают в российский прокат из-за рубежа, по закону об обязательном экземпляре должны сдаваться в Госфильмофонд.

Что касается наших новых планов. В работе фильм Питера Гринуэя. Есть вопросы финансирования, но сейчас мы нашли хорошего партнера — Национальный фонд поддержки правообладателей; я надеюсь, совместно с этим фондом мы будем проводить и оцифровку советских кинофильмов, и готовить новые программы. У нас есть проект. Поскольку я всю жизнь отдал кино (а я с 7-го класса школы работаю в кино), я знаю и вижу, как могут быть политически ангажированы крупнейшие международные кинофестивали, и особенно каннский. Есть идея — устроить альтернативный кинофестиваль в Ницце, куда собрать фильмы, не вошедшие в основные программы Каннского, Локарнского и Венецианского кинофестивалей. Пусть сам зритель, а не группа опытных товарищей, которые сидят в жюри, выбирает — хорошие это фильмы, или нет…

Андрей Кончаловский: Название можете заимствовать у Гюго — «Отверженные»…

Дмитрий Любинский, посол России в Австрии:

— У нас хорошие двусторонние отношения с Австрией и давние совместные исторические, культурные, гуманитарные традиции. Но то, что каждый год осуществляется Госфильмофондом, для нас это очень существенная поддержка в той работе, которую мы делаем в политическом плане. Не то слово, что кинотеатры на неделях российского кино заполнены полностью — мест не хватает. Востребованность российской культуры, российского качественного кино в Австрии, в частности, и в Европе в целом, очень высока. Дни кино — мероприятие, которого очень ждут, и мы подобные инициативы будем поддерживать и дальше.

Ангелина Вовк, телеведущая:

— В канун Рождества и Нового года — замечательных праздников, когда весь мир наполняется желанием сделать что-то доброе, Госфильмофонд проводит праздники русского кино. Фильмы представлены самые разные, залы переполнены. Да, в мире тяжелая атмосфера, да, конечно, санкции мешают людям выражать свои теплые чувства по отношению друг к другу. Но именно эти встречи и создают атмосферу, в которой народная дипломатия, разумеется, при поддержке профессиональной, очень хорошо работает.

Светлана Тома, актриса:

— Какая была энергия доброжелательности! Я оказалась в Вене в связи с 80-летием режиссера Эмиля Лотяну, которого, к сожалению, уже 13 лет нет на нашем с вами свете. И поскольку я снималась во всех его картинах, начиная с «Красных полян» с 65-го года, я была приглашена на Дни российского кино. Госфильмофондом были проведены несколько вечеров памяти Эмиля Лотяну — и в Австрии, и в Москве в «Иллюзионе», и во Франции, в Марселе, где один из залов большого культурного центра был назван именем Лотяну. Хочу сказать о памяти. Пока мы помним талантливых режиссеров, великих актеров, они будут живы. И огромная благодарность Госфильмофонду, который взял на себя сегодня еще и такую миссию, и помогает сохранить многие имена. А это миссия, правда.

Венская премьера фильма «Рай» состоялась раньше московской, в России историческая драма Андрея Кончаловского выходит в широкий прокат 19 января 2017 года. А впервые картина была представлена в рамках 73-го международного Венецианского кинофестиваля, где завоевала приз «Серебряный лев» за лучшую режиссуру.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»

Нет комментариев

    Оставить комментарий