Кинотеатры в Германии отказались показывать сиквел «Мстителей»

Кинотеатры в Германии отказались показывать сиквел «Мстителей»

В «Первого мстителя 2» включат не вошедшие в «Мстителей» сцены

Кинотеатры в Германии отказались показывать сиквел «Мстителей»

Актер Крис Эванс заявил, что в сиквел к фильму «Первый мститель» (оригинальное название — «Captain America: The First Avenger») будут включены сцены, подготовленные для «Мстителей» («The Avengers»), но не вошедшие в фильм. Об этом сообщает NME.

Лента Джосса Уидона «Мстители» вышла на экраны весной 2012 года. Речь в ней шла о группе супергероев, которую входили Железный Человек, Халк, Тор, Черная Вдова и Капитан Америка. Последнего сыграл именно Крис Эванс. Кроме того, ранее актер исполнил ту же роль в фильме Джо Джонстона «Первый мститель». В этой ленте, вышедшей в 2011-м, Капитан Америка являлся главным героем.

Хронометраж «Мстителей» Уидона составляет около 140 минут. При этом известно, что первоначальная версия картины была значительно длиннее — ее продолжительность составляла три часа. Студия Marvel позже решила включить некоторые из не демонстрировавшихся в кинотеатрах сцен в версию «Мстителей», изданную на DVD и Blu-ray.

Уже известно, что сиквел «Первого мстителя» будет носить название «Зимний солдат» («The Winter Soldier»). Выход фильма в прокат запланирован на апрель 2014 года.

«Мстители 2: Эра Альтрона» бойкотировали в Германии (ВИДЕО)

Кинотеатры в Германии отказались показывать сиквел «Мстителей»

Фильм «Мстители 2: Эра Альтрона» отказались показывать в Германии

В Германии несколько сотен кинотеатров отказались показывать фильм «Мстители 2: Эра Альтрона». Это произошло из-за финансовых споров с компанией Disney, потребовавшей у немецких прокатчиков 53% от кассовых сборов картины вместо установленных ранее 47,7 процента — стандартной доли для небольших провинциальных кинотеатров.

Как отмечает Lenta.ru со ссылкой на зарубежные источники, уже 686 кинотеатров в 193 городах Германии сняли с проката фильм «Мстители 2: Эра Альтрона», стартовавший 23 апреля. При этом зрители отнеслись к такому решению с пониманием.

«Теперь Disney придется обойтись без 686 экранов, на которых лента была бы показана, если бы не повышение цены», — рассказал представитель профильной ассоциации северонемецких кинотеатров IC Nord Карл-Хайнц Майер.

«Мстители: Эра Альтрона»: смотреть онлайн ВИДЕО трейлера на русском

«Мстители 2: Эра Альтрона» в России стартовали с рекорда

Между тем фильм «Мстители 2: Эра Альтрона» в России за первые четыре дня проката собрал 850 миллионов рублей (около 16 миллионов долларов), что стало лучшим стартом среди проектов компании Walt Disney и Marvel за всю историю отечественного проката. Кроме того, картина показала лучший результат премьерного уик-энда в сети залов IMAX — более 87 млн рублей на 39 экранах.

Немецкие кинотеатры отказались показывать фильм «Мстители: Эра Альтрона»

Зрители недовольны этим решением

Немецким зрителям, проживающим в городах с населением менее 50 тыс. человек, для того, чтобы увидеть фильм «Мстители: Эра Альтрона», придётся ехать в крупные населённые пункты. Из-за того, что студия «Дисней» увеличила процент отчислений от проданных билетов, кинотеатры в 193 городах отказались показывать этот фантастический блокбастер.

Кинотеатры в Германии отказались показывать сиквел «Мстителей»

Кинотеатры в Германии отказались показывать сиквел «Мстителей»

Немецкие кинотеатры отказались показывать фильм «Мстители: Эра Альтрона»

В Германии, как и в России, фильм «Мстители: Эра Альтрона», рассказывающий о супергероях комиксов «Марвел» , вышел на экраны 23 апреля. К сожалению, не всем желающим увидеть картину в ближайших кинотеатрах это удалось. Более чем в 190 городах прокат фильма был отменён. Причиной тому стало увеличение процента отчислений от каждого проданного билета дистрибьютором – студией «Дисней» . Если ранее кинотеатры платили по 47,7% с каждого проданного билета, то на настоящий момент показчики вынуждены отдавать 53%.

Андреас Крамер, представитель кинотеатра Hauptverband Deutscher Filmtheater, в интервью изданию DW сообщил, что назревает скандал:

Таким образом, студия лишилась 686 экранов . Ко всему прочему, студия больше не оплачивает приобретение кинотеатрами 3D-очков для зрителей, также были сокращены затраты на рекламу.

Фрагмент фильма «Мстители: Эра Альтрона» на английском языке

По предварительным данным, фантастический боевик «Мстители: Эра Альтрона», стартовавший на прошедшей недели в 44 странах мира (в том числе: в Италии, России, Франции, Корее, Великобритании и Австралии), заработал уже более $200 млн. В США картина выйдет на экраны лишь 1 мая.

Новости Сюжет третьей части «Мстителей» уже известен

Кинотеатры в Германии отказались показывать сиквел «Мстителей»

Сиквел знаменитых «Мстителей», который взорвал все кинотеатры мира, еще не вышел на большие экраны, а его создатели уже подумывают над сюжетом третьей части. Это и не удивительно, ведь рейтинги просмотров первой кинокартины бьют все рекорды.

Как сообщает издание LatinoReview, все внимание в третьей части режиссеры сконцентрируют на Халке. Основными противниками Мстителей во второй части окажется группа злодеев под названием «Иллюминаты», которые в конце сиквела забросят непобедимого зеленого великана в просторы космоса. Дата премьеры кинокартины еще не известна, однако после ее выхода, смотреть кино в хорошем качестве можно будет на сайте -=ссылка удалена=- . Здесь собраны лучшие фильмы кино индустрии и «Мстители» в их числе.

Третья часть, как уже говорилось, будет посвящена Халку, который окажется на далекой планете и будет вынужден стать гладиатором. Наш герой все же найдет способ вернуться на родную Землю, с целью мести врагам. Однако не стоит забывать, что все эти факты пока не подтверждены, соответственно считаются ничем иным как слухами. Режиссеры фильма комментировать данную информацию отказались.

Феминизм побеждает кино: 5 фильмов, в которых женщины заменили мужчин

В четверг в России состоялась премьера нового голливудского блокбастера «Охотники за привидениями». Этот, как сейчас модно выражаться, сиквел-ремейк повествует о четырех ученых, решивших защищать Нью-Йорк от наплыва представителей потусторонних сил. Основное отличие фильма от своих предшественников в том, что главные роли здесь исполняют женщины. TVC.ru решил изучить вопрос и понять, какие еще киноленты могут ознаменовать собой победу феминизма.

Сперва отметим, что фильмы, о которых пойдет речь, далеки даже от стадии начала съемок. Возможно, некоторым из них так и не суждено появиться в кинотеатрах и на экранах телевизоров. Тем не менее, сама идея снять кино, в котором главную роль вместо мужчин (как было бы по канону) исполняют женщины, уже заставляет обратить на себя внимание.

Неудержимые красавицы

Три попытки Сильвестра Сталлоне напомнить миру о себе и о других героях боевиков 80-х и 90-х в фильмах «Неудержимые» имели переменный успех. Первые две картины были восприняты критикой и зрителями хорошо, чего не скажешь о третьей части франшизы.

Впрочем, теперь в Голливуде собираются сделать женский аналог творения Сталлоне – «Неудержимые красавицы». Пока доподлинно неизвестно, какие именно актрисы из фильмов, снятых во времена распада СССР, будут здесь задействованы.

Но источники утверждают, что одну из ведущих ролей в «Красавицах» исполнит Наоми Уоттс. Якобы по сюжету она будет специалистом по вооружению по имени Нэнси. Причем, не обойдется и без конспирации. Ей придется в повседневной жизни быть простой хранительницей семейного очага. Проживать в Лос-Анджелесе. Но когда того потребует долг, героиня Уоттс будет убегать из дома, никому ничего не сказав. Для благих дел – устранять негодяев.

Вместе с тем, еще одну роль в женской группе «Неудержимых» может получить Кейт Бекинсейл. Ей должна достаться роль руководителя отряда шпионок.

Также к съемкам фильма попытались привлечь Милу Кунис, Маршу Гей Харден и Бингбин Ли. Пока что, они не дали ответа. Кроме того, была информация о неудачных переговорах с Сигурни Уивер, Миллой Йовович, Кэмерон Диас и Мэрил Стрип.

Сам сюжет тоже типично женский. Удивляться нечего – его писали сценаристы-женщины: Керстен Смит и Карен МакКалла Луц. Практически весь фильм неудержимые девушки будут пытаться вызволить из плена свою закадычную подругу — инженера оружия. Ее в свой гарем взял некий индонезийский султан.

Режиссировать сие творение будет, согласно утверждениям СМИ, Роберт Лукетич («Двадцать одно»).

Кстати, источники сообщали, что камео в этом фильме исполнят Брюс Уиллис и Сильвестр Сталлоне. Но последний уже поспешил заявить, что не имеет к этому кино никакого отношения.

Восемь друзей Оушен

Да, трилогия «Одиннадцать друзей Оушена» тоже обзаведется своим женским сиквелом-ремейком. Будет он называться «оригинально» — «Восемь друзей Оушен». Режиссировать проект будет Гэри Росс – постановщик «Голодных игр». Из этой антиутопии, кстати, уже пытались привлечь главное лицо фильма — Дженнифер Лоуренс, но ей не позволила это сделать большая загруженность на съемках в других проектах.

Зато в фильме должна сыграть Сандра Буллок, которая станет сестрой Дэнни Оушена. Причем, у героини явно не простое прошлое – криминальное. Она начнет собирать команду для «ограбления века» — кражи ожерелья с выставки Met Gala. Попутно они зачем-то попытаются подставить хозяина мероприятия.

Основной соратницей сестры Оушен якобы должна стать героиня Кейт Бланшетт – женский аналог Бреда Питта. Также в отряд могут войти Элизабет Бэнкс, Минди Калинг и Хелена Бонэм Картер.

В качестве камео может случиться появление Дэнни Оушена, которого традиционно изображает Джордж Клуни. Но всеведущие источники утверждают, что он появится в сиквелах (а они будут).

Сам режиссер заверяет, что этот проект станет не войной, объявленной феминизмом классической трилогии, а всего лишь его продолжением и расширением мира аферистов, крадущих миллиарды у богачей. Также Росс пообещал не менять тон и дух истории.

Мумия

Помните знаменитого лысого Имхотепа, шагавшего по улицам Каира 20-х годов прошлого века и собиравшего армию из местных жителей для захвата мира? Это, если кто не помнит, — древняя мумия, пробудившаяся от многолетнего сна из-за решения одной женщины прочитать египетскую «Книгу мертвых» неподалеку от пирамиды, в которой бедняга Имхотеп был заживо погребен вместе с кусачими скарабеями.

Студия Universal насмотрелась на успехи киновселенных, в первую очередь, на линейку супергероев комиксов Marvel – «Мстителей». Им тоже захотелось сделать доступным для любителей кино свой мир. Им станет так называемая киновселенная классических чудовищ. И новая «Мумия» — своего рода пилотный проект в этом списке.

Самое главное, что боссы студии поддались веяниям времени и сделали из Имхотепа… женщину. В качестве мумии тут будет древняя королева, которая пробудилась глубоко под песками непроходимой египетской пустыни в своей гробнице. А дальше – видимо, все то же, что и с ее мужским прототипом: огонь с неба, огромное песчаное лицо, пытающееся проглотить самолет и несчастная любовь. Хотя, нет. Есть еще одно отличие – действие происходит уже в нашей время, а не в 1920 годах прошлого столетия.

Главные роли уже решились исполнить знаменитый Том Круз (следуя логике, именно ему выпала честь на этот раз разбудить чудовище) и Аннабелль Уоллис. А роль главного виновника торжества – мумии – исполнит София Бутелла, запомнившаяся многим по таким фильмам, как «Kingsman» и «Звездный путь 3».

Кроме того, в фильме будут задействованы Джек Джонсон и Кортни Б. Вэнс. К проекту пытаются привлечь и Рассела Кроу.

Режиссирует кино Алекс Куртцман («Люди как мы»). У этого кино уже даже есть дата премьеры — 9 июня 2017 года.

Серый человек

Даже книжные экранизации поддаются тренду. Вот, роман, который повествует о бывшем сотруднике ЦРУ, который стал наемным убийцей по кличке «Серый Человек». Ему предстоит столкнуться не только с представителями силовых структур разных стран и такими же головорезами, но и с некими мистическими силами. Кроме того, он пытается спасти жизнь своим дочерям. Причем, об их существовании он узнал совершенно недавно.

Сценарий к фильму написали одни из главных постановщиков фильмов Marvel Энтони и Джо Руссо. Они же должны были заняться непосредственно съемками этого творения, но убежали делать фильмы про Железного человека и компанию.

На данный момент известно, что переговоры с актрисой еще не завершены. От их успешности зависят последующие поиски режиссера, и наверное, тех самых дочерей (а может, и сыновей), которых главной героине надо будет защищать.

Рэмбо

Да, попытались покуситься на совсем святое. Правда, этот фильм с рабочим названием «Триггер предупреждение» официально не называется сиквелом-ремейком «Рэмбо», но сюжет уж очень похож на «Первую кровь».

По сценарию, главная героиня (возможно, даже вернувшаяся с какой-то войны) приходит в маленький городок. Там ей оказывают довольно холодный прием. За это ей приходится уничтожить едва ли не весь город.

Заняться этим проектом думает студия Thunder Road, подарившая миру «Битву титанов» и «Джона Уика». Ее заинтересовал сценарий Джоша Олсона («Оправданная жестокость») и Джона Бранкато («Терминатор 3: Восстание машин»).

Кто будет играть агрессивную наемницу, неизвестно. Возможно, здесь хорошо подошла, опять же, бы отважная Дженнифер Лоуренс, учитывая, как хорошо она умеет стрелять из лука в кино. Впрочем, Эванджелин Лилли также здорово это делала в трилогии «Хоббит». На роль мерзкого шерифа можно предложить ту же Мелиссу Маккарти, что сыграла одну из главных ролей в новых «Охотниках за привидениями».

Эмили Блант вернется в сиквеле «Убийцы»

Хотя совсем недавно в одном из своих интервью Эмили Блант заявила, что после рождения дочери приняла решение отказаться от съемок в жестоких и откровенных сценах, в ближайшем будущем зрители все-таки увидят актрису в сиквеле боевика «Убийца». Продюсеры оригинального фильма в интервью The Hollywood Reporter сообщили, что продолжение «Убийцы» уже находится в разработке — и даже сценарий к сиквелу уже практически готов.

Главной хорошей новостью станет то, что в сиквеле «Убийцы» вернется практически весь оригинальный каст — помимо Эмили Блант, в продолжении фильма снимется и Гильермо дель Торо, который, предположительно, вообще станет ключевым героем сиквела.

«Разумеется, мы не можем рассказывать о сюжете, но зрители увидят возвращение Эмили Блант, Бенисио дель Торо и Джоша Бролина», рассказали продюсеры фильма. Когда именно сиквел «Убийцы» появится в прокате, пока неизвестно — Дени Вильнев, снявший оригинальный боевик, этим летом приступит к съемкам «Бегущего по лезвию 2» с Харрисоном Фордом и Райаном Гослингом.

Кинотеатры в Германии отказались показывать сиквел «Мстителей»

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Жизнь охранника Освенцима

Во время Второй мировой войны Оскар Гренинг наблюдал за тем, как на смерть посылали сотни тысяч евреев. Не запоздал ли судебный процесс над этим человеком?

Сегодня в Германии идет судебный процесс над 94-летним Оскаром Гренингом (Оskar Groening), которого обвиняют в пособничестве убийству нескольких сотен тысяч человек во время службы в СС в Освенциме в годы Второй мировой войны. На прошлой неделе суд вступил в завершающую стадию. Обвинение требует приговорить этого бывшего охранника концентрационного лагеря к трем с половиной годам лишения свободы. Гренинг признает свою моральную вину, однако отрицает, что он совершал какие-то преступления, поскольку лично не убил ни одного заключенного.

Впервые я встретился с Гренингом 11 лет назад в гамбургском отеле. После долгих уговоров он согласился дать интервью для документального многосерийного фильма «Освенцим: нацисты и „окончательное решение еврейского вопроса“», для которого я написал сценарий и в котором стал продюсером. Откровенно говоря, меня поразило то, что он согласился принять участие в фильме. Насколько мне известно, никогда прежде член СС из Освенцима не давал согласия на выступление перед камерой. Еще больше меня поразило то, что он рассказал. Вот выдержка из его рассказа, как я записал его в своей вышедшей в 2006 году книге Auschwitz: a New History (Освенцим: новая история).

В 1942 году в возрасте 21 года Оскар Гренинг был направлен служить в Освенцим. Почти сразу он стал свидетелем прибытия поезда на платформу, где высаживали евреев. «Я стоял на платформе, — говорит он, — и в составе группы охранников следил за выгрузкой багажа из прибывшего поезда». Он наблюдал за тем, как врачи СС сначала отделили мужчин от женщин и детей, затем отобрали годных для работы и тех, кого следовало отправить в газовые камеры немедленно. «Больных людей сажали в грузовики Красного Креста, — говорит Гренинг. — Они всегда старались создать впечатление, что людям нечего бояться».

По его оценкам, от 80 до 90% тех, кто прибыл с первым составом в сентябре 1942 года, были отобраны для немедленного умерщвления.

«Этот процесс [отбора] проходил довольно упорядоченно, но когда все закончилось, это место было похоже на ярмарочную площадь. Там была куча мусора, а рядом с этой кучей мусора находились больные люди, неспособные передвигаться, какой-то ребенок, потерявший мать, кто-то спрятался во время обыска поезда. Этих людей просто убивали выстрелом в голову. То, как обращались с этими людьми, вызвало у меня сомнения и возмущение. Ребенка просто поволокли за ногу и швырнули в кузов грузовика. когда он закричал как больной цыпленок, его просто ударили головой об угол кузова. Я не мог понять, как люди из СС могли взять ребенка и разбить ему голову о кузов машины. или убивать людей, а затем швырять их трупы в грузовик как мешки с зерном».

Согласно рассказу Гренинга, из-за возникших у него сомнений и возмущения он пошел к старшему команды и сказал: «Это невозможно. Я не могу больше здесь работать. Если евреев необходимо истреблять, то, по крайней мере, это надо делать в определенных рамках». Начальник спокойно выслушал жалобу Гренинга, напомнил ему о клятве верности СС, которую он дал, и сказал, что об отъезде из Освенцима он «может забыть». Но он также дал Гренингу своего рода надежду. Офицер сказал, что увиденные им в тот вечер «бесчинства» — это исключение, и что на его взгляд, члены СС не должны участвовать в таких «садистских» мероприятиях. Документы подтверждают, что Гренинг впоследствии подал рапорт об отправке на фронт, однако получил отказ. Поэтому он продолжил работу в Освенциме.

Что важно, Гренинг не жаловался своему начальнику на принцип уничтожения евреев, ему не нравилось просто практическое исполнение. По его словам, когда он видел стоящих перед ним людей, зная, что через несколько часов они погибнут в газовых камерах, у него были «очень двойственные» чувства. Гренинг говорит: «Какие у вас чувства, когда вы в России, у вас пулемет, а на вас бежит батальон русских, и вам нужно жать на курок, чтобы убить их как можно больше? Я говорю так специально, потому что перед тобой всегда стоит тот факт, что евреи — это внутренние враги Германии. Пропаганда оказывала на нас такое воздействие, что мы считали истребление евреев чем-то таким, что происходит на войне. И в этом смысле у нас не появлялось ни сочувствия, ни сопереживания».

Отвечая на настойчивые вопросы о том, почему убивали детей, Гренинг говорит: «Дети в данный момент — не враги. Враг — это их кровь. Враг — это то, что они вырастут, станут евреями и могут быть опасны».

Ключ к пониманию того, почему Оскар Гренинг полагал, что беспомощные женщины и дети — это «враги», которых необходимо «истреблять», можно найти в его биографии до назначения в Освенцим. Он родился в 1921 году в Нижней Саксонии в семье квалифицированного рабочего текстильной фабрики. Отец Гренинга был традиционным консерватором, «гордившимся тем, чего достигла Германия». Одно из первых воспоминаний Гренинга о том, как он рассматривает фотографии своего деда, служившего в элитном полку, куда солдат набирали из герцогства Брауншвейг. «В детстве он производил на меня огромное впечатление — он сидел верхом на коне и играл на трубе. Это было поразительно».

После разгрома Германии в Первой мировой войне отец Гренинга вступил в ряды правой ультранационалистической организации «Штальхельм» (Стальная каска), какие возникали в Германии в больших количествах после того, как был подписан унизительный для нее Версальский мир. Его отец злился на то, как обошлись с Германией. Эта злость еще больше усилилась, когда ухудшились его личные обстоятельства. Из-за нехватки капитала его текстильная фабрика в 1929 году обанкротилась. В начале 1930-х годов юный Оскар вступил в ряды молодежного крыла «Штальхельм» «Шарнхорст».

Когда нацисты в 1933 году пришли к власти, Оскару Гренингу было всего 11 лет. Ему показалось вполне естественным, что надо перейти из «Шарнхорста» в «Гитлерюгенд». Он перенял идеалы своих родителей и считал, что нацисты — «это люди, желавшие Германии только самого лучшего, и делавшие что-то в этих целях». В рядах «Гитлерюгенда» он вместе с другими сжигал книги, написанные «евреями и другими выродками». Гренинг считал, что поступая таким образом, он помогает Германии избавиться от неуместной и чуждой культуры. В то же время, он полагал, что национал-социализм добивается огромных успехов на экономическом фронте:

«За шесть месяцев [после прихода нацистов к власти] пять миллионов безработных исчезли с улиц, и у каждого появилась работа. Затем [в 1936 году] Гитлер ввел войска в Рейнскую область [демилитаризованную по условиям Версальского договора] и просто оккупировал ее. Никто даже не попытался его остановить. Мы были ужасно рады этому — мой отец даже откупорил бутылку вина».

Тем временем юный Оскар пошел в школу. Со временем он закончил ее с хорошими отметками и в 17-летнем возрасте начал учиться на банковского клерка. Спустя несколько месяцев после того, как он поступил на работу в банк, была объявлена война. Восьмерых из 20 клерков немедленно забрали в армию, а их места заняли девушки. Это означало, что остальные практиканты, такие как Гренинг, «могли получить работу, которая им в обычных условиях не досталась бы никогда. Например, мне поручили кассовый аппарат».

Несмотря на неожиданный карьерный рост в банке, у учеников, услышавших новости о быстрой победе Германии над Польшей и Францией, появилась «сильная эйфория» и ощущение, что они должны «быть к этому причастны». Оскар Гренинг хотел поступить на службу в элитную часть немецкой армии, как и его дед. Его мечте соответствовали только одни войска — ваффен-СС, сформированные на базе штурмовых отрядов СА для тех случаев, «когда важно иметь часть, на которую можно полностью положиться».

Поэтому, ничего не сказав отцу, Оскар пошел в гостиницу, где ваффен-СС проводили набор, и записался в их ряды. «Когда я вернулся домой, отец сказал: „Я надеялся, что тебя не возьмут из-за того, что ты носишь очки“». А затем отец заявил: «Мне жаль, но ты сам увидишь, что из этого получится». Будучи преданным делу нацизма человеком, отец все же не хотел, чтобы его сын шел на войну.

Благодаря членству в этом элитном корпусе, Оскар Гренинг вначале получил должность бухгалтера в управлении СС. Нельзя сказать, что он был недоволен своим назначением: «Я человек конторский. Мне хотелось работать на таком месте, где можно одновременно быть и солдатом, и чиновником».

Он проработал бухгалтером год, до сентября 1942-го, когда пришел приказ о том, что годные по состоянию здоровья члены СС, работающие в руководящих органах за зарплату, должны быть переведены на более трудные должности, оставив свои административные места вернувшимся с фронта раненым и инвалидам. «Полагая, что теперь нас отправят в боевую часть, мы в количестве 22 человек собрали вещи и сели на поезд до Берлина. Это было странно, потому что обычно поступал приказ о прибытии в пункты сбора — но этого не случилось».

Гренинг вместе с товарищами прибыл в одно из экономических учреждений СС, находившееся в «красивом здании» в столице. Их направили в зал для собраний, где перед ними выступило несколько высокопоставленных офицеров СС.

«Нам напомнили, что мы дали клятву под девизом „Моя честь — это верность“, и что доказать свою верность мы можем, выполняя те задания, которые нам в ближайшее время поручат. Затем один из младших командиров сказал, что мы должны хранить абсолютное молчание по поводу этих заданий. Они носят совершенно секретный характер, и поэтому о них нельзя говорить ни родственникам, ни друзьям, ни товарищам, ни людям, не входящим в состав нашей части. После этого мы выходили по одному и давали подписку на сей счет».

Во внутреннем дворе здания их разделили на несколько групп, дали индивидуальные предписания, а затем отвезли на разные берлинские станции, где они сели в поезда. «Мы направились на юг в направлении Катовице, — говорит Гренинг. — Старший нашей группы, у которого были все документы, сказал, что мы должны прибыть к коменданту концентрационного лагеря Освенцим. Раньше я об Освенциме не слышал».

Группа Гренинга прибыла поздно вечером, и военная полиция направила их в главный лагерь. Там они доложили о своем приезде в центральном административном здании, и им выделили «временные» койки в казарме СС. Остальные члены СС, с которыми они познакомились в тот вечер в казарме, оказались людьми дружелюбными и гостеприимными. «Нас приняли люди, служившие там, и они сказали: „Вы сегодня что-нибудь ели?“ Мы не ели, и поэтому они принесли нам кое-что из еды». Гренинга удивило то, что в дополнение к обычному пайку СС из хлеба и колбасы им дали консервные банки с сельдью и сардинами. У новых друзей также был ром и водка. Они поставили все на стол и сказали: «Угощайтесь».

«Мы поели, и были вполне довольны. Мы спросили: «Что это за место?» А они сказали, что мы сами все узнаем, что это особого рода концлагерь. Внезапно открылась дверь и кто-то сказал: «Транспорт!» Три или четыре человека тут же встали и куда-то исчезли.

Хорошо выспавшись ночью, Гренинг наутро вместе с остальными вновь прибывшими снова пришел в центральное административное здание СС, где они доложили о своем приезде. Старшие офицеры СС начали расспрашивать их, чем они занимались до войны. Один из них сказал Гренингу, что его опыт банковской работы может пригодиться, и отвел его в барак, где хранились деньги заключенных.

По личным ощущениям Оскара Гренинга, Освенцим был «обычным» концентрационным лагерем, где содержались политзаключенные и прочие «враги государства», хотя пайки для членов СС там были особенно хороши. Но когда Гренинг приступил к работе по учету денег заключенных, он сразу понял, что у Освенцима есть дополнительная, весьма необычная функция. «Работавшие в бараках люди дали нам понять, что деньги возвращают не всем заключенным — к евреям в лагере было иное отношение. Деньги у них изымали, но не возвращали». Гренинг спросил: «Это имеет какое-то отношение к „транспорту“, прибывшему ночью?» Коллеги ответили: «А разве ты не знаешь? Здесь заведено так. Прибывают транспорты с евреями, и от тех, кто не в состоянии работать, избавляются». Гренинг начал допытываться, что значит «избавляются», а когда ему объяснили, испытал изумление.

«Это был шок, вначале в это невозможно было поверить. Но не следует забывать, что не только с 1933 года [когда Гитлер взял в руки власть], но и до этого, в моем детстве, та пропаганда, которая распространялась в прессе, в средствах массовой информации, в обществе, объясняла нам, что евреи — это главная причина Первой мировой войны, и что в конце они „ударили Германию ножом в спину“. И что из-за них Германия оказалась в таком бедственном положении. Мы были убеждены, что мировое еврейство плетет против нас огромный заговор, и эта мысль нашла свое выражение в Освенциме. . Внутренних врагов Германии при необходимости истребляли. И нет никакой разницы между двумя войнами — той, что ведется открыто на фронте, и той, что идет в тылу. А истребляли мы не кого-нибудь, а врагов».

Гренинг прибыл в Освенцим как раз тогда, когда нацистская машина уничтожения начинала до беспощадности эффективную работу по истреблению людей. К лету 1942 года, незадолго до приезда Гренинга, в Освенцим прибывали составы с евреями со всей Европы, в том числе из Словакии, Франции, Бельгии и Голландии.

Кинотеатры в Германии отказались показывать сиквел «Мстителей»

Проработав в Освенциме несколько месяцев, Гренинг ощутил, что его работа превратилась в рутину. Он сортировал деньги в разных валютах, которые сдавали вновь прибывшие, считал их, а затем отправлял в Берлин. Гренинг по-прежнему присутствовал при отборе, но не участвовал в принятии решений о том, кому жить, а кому умереть, поскольку это решали врачи СС. Его задача состояла в том, чтобы забрать у евреев их вещи и обеспечить их сохранность до сортировки. Такой работой занимались в секции лагеря, которую стали называть «Канада», потому что это была сказочная страна — богатая во всех отношениях.

Гренинг обеспечил себе в Освенциме сносную, как он считал, жизнь. В своем кабинете он был далек от зверств и жестокостей, а разгуливая по лагерю, он мог отвести взор от всего того, что могло ему не понравиться. В обычных обстоятельствах он бы не стал делать ничего, связанного с грубой механикой процесса убийства. У него не было никаких причин для посещений того удаленного уголка Биркенау, где совершались убийства. Единственным напоминанием о том, что в лагерь привозили людей из разных стран, было разнообразие валют, попадавших на стол к Гренингу: сегодня это были французские франки, завтра чешские кроны, послезавтра польские злотые (и всегда американские доллары). Плюс к этому, у вновь прибывших изымали самые разные спиртные напитки: греческую узо, французский коньяк, итальянскую самбуку.

Говорит Гренинг: «У нас не было сопереживания или сочувствия к той или иной еврейской группе из разных стран, если мы не хотели получить ту или иную марку водки или шнапса — у русских была чудесная водка. . Мы пили водку в больших количествах. Напивались не каждый день, но такое случалось. Мы ложились спать пьяные, а если кто-то ленился выключить свет, мы просто стреляли по лампочке — никто ничего не говорил».

Гренинг не говорит напрямую о том, что время, проведенное в Освенциме, доставляло ему удовольствие; но легко можно понять, что именно это описание больше всего подходит для той жизни, о которой он рассказывает.

«Главный лагерь Освенцима был как маленький город. Там были свои сплетни, был магазин, где ты мог купить овощи и кости на суп. Была столовая, кинотеатр, театр, где регулярно проводили представления. Был спортивный клуб, который я посещал. Были танцы. Было весело и приятно».

Для Оскара Гренинга в Освенциме была еще одна положительная сторона — его товарищи. «Должен сказать, что многие из работавших там не были скучными — это были умные, интеллигентные люди». Когда Гренинг в 1944 году покинул лагерь, он уезжал оттуда с чувством легкого сожаления:

«Я оставил там круг друзей с которыми познакомился и сблизился, которые мне нравились, а поэтому уезжать было очень трудно. Если не считать того, что там были свиньи, стремившиеся удовлетворить только свои личные позывы — а такие люди встречаются — то особая ситуация в Освенциме благоприятствовала дружбе, о которой я до сих пор вспоминаю с радостью».

Но как-то ночью в конце 1942 года комфортную жизнь Гренинга в Освенциме внезапно нарушил кошмар реальной операции по уничтожению людей. Гренинг с товарищами спал в казарме лагеря СС на окраине Биркенау, когда прозвучал сигнал тревоги. Им сказали, что часть евреев, которых вели в газовые камеры, сбежала и укрылась в близлежащем лесу. «Нам приказали взять пистолеты и прочесать лес, — говорит Гренинг. — Но мы никого не нашли». Тогда они выстроились в цепь и двинулись в направлении лагеря смерти.

«Мы шли в сторону фермы. Снаружи ее освещал тусклый свет, а перед ней лежало семь или восемь тел. Это были те, кто пытался бежать, но был пойман и расстрелян. Перед дверью фермы стояли эсэсовцы, которые сказали нам: «Все кончено, можете возвращаться».

Обуреваемые любопытством, Гренинг и его товарищи решили не возвращаться домой, а остаться на месте, укрывшись в тени. Они увидели, как один эсэсовец надел противогаз и бросил в люк в стене дома несколько гранул «Циклона Б». Внутри послышалось какое-то жужжание, потом раздались крики, длившиеся примерно минуту, и после этого воцарилась тишина. «Затем один человек, не знаю, был ли это офицер, подошел к двери, в которой был глазок, проверил, все ли в порядке, и мертвы ли люди», Гренинг описывает свои чувства в тот момент, когда он столкнулся с грубой механикой убийства. «Это как два грузовика, столкнувшихся на шоссе. Ты спрашиваешь себя: „Зачем это, разве нельзя иначе?“ Конечно, на тебя влияет то, что тебе говорили ранее — „да, это война“, и мы тогда тоже сказали: „Они были нашими врагами“».

От встречи с сегодняшним Оскаром Гренингом, от его попыток объяснить то время, которое он провел в Освенциме, остается странное ощущение. Сейчас ему за 80, и он говорит так, будто был другой Оскар Гренинг, работавший в Освенциме 60 лет назад. И о том «другом» Гренинге он может рассказывать с жестокой честностью. Он отказывается брать на себя всю полноту ответственности за участие в процессе уничтожения людей, и для этого постоянно напоминает о силе пропаганды, которой он подвергался, о том воздействии, которое она на него оказывала, об атмосфере в ультранационалистической семье, где он воспитывался. Лишь после войны, когда на него начало оказывать влияние другое мировоззрение, в котором доводы нацистов о «международном еврейском заговоре» и о роли евреев в Первой мировой войне подвергались сомнению, стал появляться «новый» Оскар Гренинг, способный быть полезным гражданином современной и демократической Германии.

Нельзя сказать, что Гренинг пытается спрятаться за словами о том, что он «выполнял приказ». Он не представляет себя в виде бездумного робота, готового выполнить любую отданную ему команду. Когда ему говорят, что он бы смирился с убийством арийских детей в Освенциме, Гренинг наотрез отвергает такую мысль. Он отвергает идею, которой придерживаются некоторые ученые, будто эсэсовцы в ходе подготовки были доведены до такого звероподобного состояния, что были готовы убить любого, кого прикажут. Нет, Гренинг принимал решение на более простом уровне. Да, он признает, что пропаганда тех лет очень сильно влияла на него, но во время войны он все-таки принял несколько личных решений, требовавших выбора. Он продолжал работать в Освенциме не потому, что ему отдали такой приказ, а потому что он, взвесив все доводы, решил, что программа уничтожения евреев — это правильная программа. Когда война закончилась, он оспорил правильность этих доводов, но не стал утверждать, что поступал таким образом, потому что его превратили в некоего робота. Всю свою жизнь он считает, что делал то, что считал правильным. Однако так случилось, что это «правильное» сегодня оказалось неправильным.

Не следует проявлять чрезмерный цинизм по поводу такого механизма преодоления. Конечно, он мог сделать другой выбор, отказавшись от ценностей своего общества и начав сопротивление. Он мог дезертировать из Освенцима (хотя у нас нет никаких данных о том, чтобы какой-нибудь член СС отказался работать в лагере по нравственным соображениям). Однако так мог поступить только исключительный человек. А очень важная и почти пугающая черта Оскара Гренинга — это то, что ему чрезвычайно далеко до исключительности.

Проведенное на основе статистических данных историко-социологическое исследование эсэсовцев в Освенциме показывает, что «сотрудники лагеря из ваффен-СС не были исключительными людьми в своей профессии или по уровню образованности. Персонал лагеря был во многом таким же, как и общество, из которого его набирали». Оскар Гренинг полностью подтверждает это заключение. Он был типичен и в том, что являлся рядовым членом СС — дослужиться он сумел только до звания ротенфюрера (капрал).

В эту категорию попадает около 70% членов СС, служивших в Освенциме. 26% были из сержантского состава (выше звания ротенфюрера), и лишь четыре процента в команде СС составляли офицеры. В Освенциме I и связанных с ним лагерях одновременно служили примерно 3 000 членов СС. Лагерная администрация СС была разделена на пять главных управлений: штабное (кадры, юристы и прочие функции), медицинское (врачи и стоматологи), политическое (гестапо и криминальная полиция), хозяйственное (включая учет и утилизацию вещей, украденных у убитых заключенных) и охранное (оно отвечало за безопасность в лагере). Последнее было самым крупным по численности — около 75% работавших в Освенциме эсэсовцев выполняли те или иные задачи по охране и обеспечению безопасности. Оскар Гренинг был необычен лишь в том, что у него была довольно «легкая» работа в хозяйственном управлении.

Тем не менее, вид газовых камер и горящих кремационных ям зимней ночью 1942 года на какое-то время перевернул ту уютную и простую жизнь, которую Оскар Гренинг создал для себя в Освенциме. Настолько, что он еще раз пришел к своему начальнику, унтерштурмфюреру СС (лейтенант), который «был австрийцем и в целом честными малым», и излил свои чувства. «Он выслушал меня и сказал: „Мой дорогой Гренинг, что ты хочешь сделать против этого? Мы все здесь в одной лодке. Мы взяли на себя обязательство принять это — и даже не думать об этом“». Выслушав слова начальника, которые продолжали звенеть у него в ушах, Гренинг вернулся к своей работе. Он дал клятву верности, он поверил, что евреи враги Германии, и он знал, что может устроить свою жизнь в лагере так, дабы не сталкиваться с самыми страшными ужасами.

Так он и жил до 1944 года, когда, наконец, был удовлетворен его рапорт об отправке на фронт, где он попал в часть СС, которая воевала в Арденнах. Там он получил ранение, лечился в полевом госпитале, вернулся в свою часть и продолжал воевать, пока она 10 июня 1945 года не сдалась британцам. Гренинг стал военнопленным.

Тех, кто подвергался преследованиям нацистов, после окончания войны ждали разные судьбы. Но члены СС с момента капитуляции Германии точно знали, что могут оказаться под арестом и попасть под суд. Комендант концентрационного лагеря Освенцим Рудольф Хесс (Rudolf Höss) пытался скрыть свое прошлое, но был схвачен британцами и повешен в 1947 году. Точно так же и Гренинг, бывший небольшим винтиком в машине Освенцима, постарался сделать то же самое.

Когда эсэсовцы находились в плену, британцы раздали всем анкеты. Гренинг написал, что работал в хозяйственно-административном управлении СС в Берлине. Сделал он это не из-за того, что ему внезапно стало стыдно за происходившее в Освенциме, а потому что «победитель всегда прав, и мы знали, что случившееся там [в Освенциме] не всегда было в соответствии с правами человека».

Вместе с остальными своими товарищами из СС Гренинг попал в старый нацистский концлагерь, что было «не очень приятно — это было возмездие виновным». Но жизнь улучшилась, когда его в 1946 году отправили в Англию. Здесь, на принудительных работах, ему «жилось очень комфортно». Он хорошо питался и зарабатывал деньги, которые мог тратить. Он стал членом хора Ассоциации молодых христиан и четыре месяца ездил с концертами по Шотландии и по центральным графствам. Он пел немецкие псалмы и народные английские песни типа «Любовник и его девушка». Британские слушатели ценили их пение и наперебой приглашали немцев остаться у них на ночь, чтобы те хорошо выспались, а наутро плотно позавтракали.

Когда Гренинга освободили, и он в 1947 году вернулся в Германию, выяснилось, что ему не удастся вернуться на прежнюю работу в банк, так как он был членом СС. Тогда он устроился на работу на стекольный завод и начал медленно подниматься по служебной лестнице. Он по-прежнему старался не привлекать «ненужное внимание» к своей работе в Освенциме и настойчиво просил близких родственников вычеркнуть эти воспоминания из памяти.

Как-то раз вскоре после возвращения в Германию он сидел за обеденным столом вместе со своим отцом и родителями жены. «Кто-то сделал глупое замечание об Освенциме», подразумевая, что он был «потенциальным или реальным убийцей». «Я взорвался! — говорит Гренинг. — Я стукнул кулаком по столу и сказал: „Никогда больше в моем присутствии не произносите это слово и не говорите о моей связи с ним, иначе я уеду!“ Я говорил довольно громко, это возымело свое действие, и никто никогда больше об этом не упоминал». Так семья Гренинга вернулась к мирной жизни и начала устраивать свое будущее в послевоенной Германии, пользуясь плодами немецкого «экономического чуда».

Когда Гренинг заставил себя и родственников забыть зверства Освенцима, какое-то время казалось, что мир их также забыл. Прошли годы, прежде чем лагерь был восстановлен как музей, и за ним начали ухаживать. Но лишь спустя несколько лет после краха коммунизма вывески и указатели в музее сменили, чтобы должным образом отразить страдания евреев.

Тем временем Гренинг постепенно поднимался наверх по служебной лестнице на своем стекольном заводе, пока не стал начальником отдела кадров. Его назначили почетным судьей в суде низшей инстанции по трудовым спорам. Не видя никакой парадоксальности и неуместности своих слов, Оскар Гренинг считает, что обретенный в СС и «Гитлерюгенде» опыт помог ему качественно заниматься кадровой работой, потому что «с 12-летнего возраста я знал, что такое дисциплина».

Хотя Гренинг работал в Освенциме и содействовал процессу истребления, сортируя и считая украденные у прибывших заключенных иностранные деньги, он никогда не считал себя виновным ни в каких преступлениях. «Мы проводили черту между теми, кто непосредственно участвовал в убийствах, и теми, кто напрямую не был к ним причастен». Кроме того, он был убежден, говоря словами одного печально известного послевоенного адвоката нацистов, что действовал по приказу. Он пытается выстроить доводы в свою защиту, пользуясь такой аналогией: «Когда роту солдат встречает пулеметная очередь, они не встают все разом и не говорят: «Мы с этим не согласны, мы идем домой».

Наверное, это удивительно, но похожие позиции после войны занимали западногерманские обвинители, когда они пытались определить, кому из Освенцима следует предъявить обвинения в совершении военных преступлений, а кому нет. Если член СС не занимал высокий руководящий пост и не был напрямую связан с убийствами, он обычно избегал судебного преследования. Таким образом, когда со временем о прошлом Оскара Гренинга стало известно (что было неизбежно, так как он не пытался сменить имя или спрятаться) немецкая прокуратура не стала предъявлять ему обвинения. Его опыт показывает, как можно было, являясь членом СС, проработав в Освенциме, став свидетелем процесса уничтожения людей, и самым конкретным образом содействуя «окончательному решению» на бухгалтерской работе, не стать виновным и избежать наказания в послевоенном западногерманском государстве.

На самом деле, из 6 500 членов СС, которые в период с 1940 по 1945 годы работали в Освенциме и выжили после войны, наказание какого-либо рода получили менее 800 человек. Самым скандальным процессом был «Освенцимский суд» во Франкфурте, проходивший с декабря 1963 по август 1965 года, когда из 22 обвиняемых были осуждены 17 человек, и только шестеро получили максимальное наказание в виде пожизненного заключения.

Но не только Германия не стала преследовать в судебном порядке в значительных количествах тех членов СС, которые работали в Освенциме. Это было коллективное бездействие мирового сообщества (за исключением, пожалуй, польских судебных органов, которые провели процессы над 673 из 789 сотрудников Освенцима из числа тех, кто подвергся уголовному преследованию

Обвинению мешало не только отсутствие согласованности между странами в вопросе о том, какие действия в Освенциме имели состав преступления, но и разногласия, вызванные холодной войной и — об этом надо сказать открыто — явное отсутствие воли.

Хотя Нюрнбергский трибунал четко заявил, что СС являлась преступной организацией во всей своей полноте, не было сделано никаких попыток закрепить точку зрения о том, что сам факт принадлежности к СС и работы в Освенциме имеет состав военного преступления — хотя такая точка зрения явно получила бы массовую поддержку. Обвинительный приговор и тюремный срок для каждого работавшего там члена СС — пусть даже самый минимальный — стали бы четким сигналом на будущее. Но этого не произошло. Около 85% членов СС, служивших в Освенциме и оставшихся в живых после войны, избежали наказания. Когда Гиммлер начал создавать газовые камеры, дабы снять с членов СС «психологическое бремя», связанное с хладнокровным убийством людей, он вряд ли мог предугадать, что это даст нацистам дополнительное преимущество. Такой метод убийства привел к тому, что подавляющее большинство служивших в Освенциме эсэсовцев после войны сумели избежать наказания, заявив, что они не участвовали напрямую в процессе истребления.

Гренинг также не испытывает неловкости от того, что он вел (и продолжает вести) весьма комфортную жизнь, в то время как многие из числа узников Освенцима после освобождения столкнулись с новыми лишениями. «Так всегда бывает в мире, — говорит он. — Каждый человек свободен и может наилучшим образом использовать ту ситуацию, в которой оказался. Я делал то, что пытается делать каждый нормальный человек, то есть, наилучшим образом использовать свои жизненные обстоятельства для себя и для своих близких. Мне это удалось, а кто-то не добился успеха. Происходившее ранее никак с этим не связано».

С учетом такого безмятежного безразличия кажется странным то, что в конце своей жизни Оскар Гренинг решил открыто рассказать о времени, проведенном им в Освенциме. Приведшие к такому решению обстоятельства весьма любопытны. После войны Гренинг стал собирать марки и вступил в местный клуб филателистов. На одной из встреч через 40 лет после войны он начал разговор о политике с сидевшим рядом с ним человеком. «Разве это не ужасно, — заявил собеседник, — что нынешнее правительство называет противозаконными любые высказывания против убийства миллионов евреев в Освенциме?» Далее он объяснил Гренингу, что это «непостижимо», поскольку было сожжено огромное количество людей. Он также утверждал, что тем объемом газа, который предполагалось использовать, можно было убить «все живое в округе».

Гренинг не стал возражать собеседнику из клуба филателистов, но позже достал одну из брошюр отрицателей Холокоста, которую ему порекомендовал коллекционер, прочел ее, написал свой иронический комментарий к этому материалу и направил его автору. Затем ему неожиданно начали звонить домой странные незнакомцы, которые опровергали мнение Гренинга о том, что Освенцим был центром массовых убийств в газовых камерах. Оказалось, что его осуждение отрицателей Холокоста было напечатано в неонацистском журнале. И теперь «90% звонков и анонимных писем», которые получал Гренинг, «были от людей, пытавшихся доказать, что пережитое и увиденное мною собственными глазами в Освенциме — это большая ошибка, большая галлюцинация с моей стороны, так как ничего подобного не было».

Движимый стремлением высказаться против тех, кто отрицал то, что он лицезрел лично, Гренинг написал собственную историю для своей семьи, а со временем согласился дать интервью Би-Би-Си. Теперь, когда Гренингу далеко за 80, он хочет сказать очень простые слова отрицателям Холокоста: «Я хочу, чтобы вы мне поверили. Я видел газовые камеры. Я видел крематорий. Я видел открытый огонь. Я был на перроне, когда сортировали людей. Я хочу, чтобы вы поверили, что эти зверства были, потому что я сам их видел».

Когда я познакомился с Оскаром Гренингом в первые годы нашего нового столетия, у него было ощущение, что опасность судебного преследования ему не грозит. В конце концов, немецкие власти знали все о нем и о его работе в Освенциме, но решили оставить его в покое. Однако несколько лет назад, когда состоялся суд над Джоном Демьянюком, работавшим в годы войны охранником в концлагере на территории оккупированной Польши, позиция властей изменилась. Во время того судебного процесса немецкие правоведы согласились с тем, что можно предъявлять обвинения за «пособничество» в убийствах в лагерях смерти, и начали размышлять о судебном преследовании таких людей как Гренинг, которые избежали наказания.

Я считаю, что те показания, которые нам удалось получить от Оскара Гренинга, имеют колоссальную историческую ценность, и я благодарен ему за то, что он не стал скрываться, а открыто все рассказал. Я также думаю — и пишу об этом в своей книге — что его нужно было преследовать судебным порядком сразу после войны вместе со всеми членами СС, работавшими в Освенциме. Сейчас возникает устойчивое впечатление, что суд над ним очень сильно запоздал.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Пойдем в кинотеатр?

О том, что в России идет активный рост индустрии кинопоказа, понятно даже человеку младшего школьного возраста, рядом с домом которого вдруг открылись сразу три кинотеатра. Наряду с Индией и Китаем, Россия входит в тройку самых перспективных рынков кинотеатрального сектора. Нужны доказательства? Ищите их в самом конце Ленинградского шоссе. Канадская корпорация IMAX открывает свои супер-кинотеатры только в странах со стабильным ростом кассовых сборов и зрительских посещений. В прошлом году канадцам было чему удивиться: кассовые сборы составили почти $111,7 млн. по сравнению с $65 млн. в 2001 году, а количество кинотеатров нового типа перевалило за 300.

Ветер перемен затронул не только российскую киноиндустрию, но и (кто бы мог подумать?) американскую! Если в 1992 году общий кассовый сбор фильмов в прокате США составлял $4,9 млрд. то в 2002 эта цифра составила уже $9,5 млрд., а количество посещений выросло с 1,2 млрд. до 1,6 млрд.

Особо интересные изменения происходят в кинотеатральном секторе. Кинотеатр перестал быть местом, куда люди приходят просто посмотреть фильмы. Он превратился в торгово-развлекательный центр, супермаркет, торгующий удовольствием. Чипсы, мороженое или видеокассета — если продукт приобретен в кинотеатре — он приносит в два раза больше удовольствия. Процесс покупки поп-корна превращается в увлекательный процесс: в очереди можно посмотреть пару клипов на расположенных рядом плазменных мониторах, в баре — получить порцию любимого виски в фирменном стакане (правда, 40% всех кинотеатральных бокалов транспортируются из кинотеатра в квартиру, но, согласитесь, это такие мелочи!), а за столиком — развлечься веселым меню-комиксом, героиня которого пытается научиться петь на караоке марки Х.

Кинотеатры предлагают уникальную возможность контакта с потенциальными покупателями. У большинства людей поход в кино ассоциируется с удовольствием, отдыхом, приятным времяпрепровождением. Вот она — твоя target-мишень — расслабленная, добродушная и лояльная к рекламе. Грех не воспользоваться.

Несмотря на общий спад в мировой рекламной индустрии, показатели кинорекламы продолжают расти. По данным крупнейшего в американской индустрии развлечений агентства ZenithOptimedia, общимировые затраты на рекламу в кино в 2002 году превысили $800 млн. В 2002 году Россия вошла в десятку крупнейших европейских рекламных рынков и стала первой среди восточноевропейских стран. Тем не менее, рекламный рынок России еще значительно отстает от рынков ведущих европейских стран, таких как Германия и Франция, и уж тем более рынка США. Если на рекламную коммуникацию с американцем рекламодатели тратят до $1 тыс. в год, то на россиянина выделяется только $18.

Тем не менее, по оценкам экспертного совета Российской ассоциации рекламных агентств (РАРА), прирост объема российского рынка рекламы в этом году составит более 50%. Высокий рост затрат на рекламу обеспечивается существенным подъемом цен и спросом со стороны новых рекламодателей. Небольшими по емкости, но самыми динамичными по темпу развития сегментами рынка рекламы являются интернет-реклама и реклама в кинотеатрах. По подсчетам РАРА, объем рекламы в кинотеатрах в 2002 году составил $8 млн., что на 60% выше результатов 2001 года, а к концу 2003 года достигнет $10,7 млн.

Проведенное в январе 2003 года исследование компании Arbitron, целью которого было выяснить, как американцы относятся к рекламе в кино, показало, что 95 млн. американцев в возрасте от 12 лет и старше были в кинотеатре на протяжении последнего месяца как минимум один раз. В то же самое время рядом компаний, занимающихся исследованиями в области индустрии рекламы, была отмечена тенденция к снижению эффективности рекламных акций и их воздействия на потребителя. Посекундный анализ данных мониторинга телеэфира показал, что рейтинг рекламного блока внутри программы на 40-60% ниже рейтинга самой передачи. Потребитель устал от рекламы. Он переключает каналы, убирает звук или. вообще перестает смотреть телевизор.

По данным агентства Universal McCann, в прошлом году Россия вошла в пятерку мировых лидеров по просмотру телерекламы: в среднем, россиянин смотрит 74 рекламных ролика в день. То есть, ему показывают 74 ролика в день, а сколько он воспринимает в реальности? Психологические исследования показывают, что современный телезритель адаптировался к условиям постоянной рекламной агрессии и в нужный момент переключает не телевизор, а свои мозги. Как следствие, возникла необходимость в поиске других каналов воздействия на потребителя. И самые большие надежды возлагаются в связи с этим на кинотеатральный сектор.

Реклама в кинотеатре стоит гораздо дешевле, чем на ТВ. Если цена размещения одного 20-секундного ролика в будний день вечером на «Первом канале» составляет $15-20 тыс., то показ аналогичного по хронометражу ролика в кинотеатре обходится в среднем в $100 по Москве и $20 — в регионах.

Телевидение — удовольствие дорогое. Нынешний рост объемов телерекламы обусловлен не столько увеличением количества коммерческих роликов в эфире, сколько повышением расценок на их показ. Тем не менее, есть мнение, что стоимость эфирного времени на телевидении должна расти. Те, кто не сможет заплатить за размещение на ТВ, будут искать альтернативу. Произойдет переструктуризация рекламных бюджетов, и, рано или поздно, компании придут в кинотеатр. Большинство российских производителей пока не могут позволить себе широкомасштабную рекламную кампанию. В TOP-20 самых активных рекламодателей России за 2002 год входит всего одна российская компания «Пивоварни Ивана Таранова», занимающая 14-ю позицию. А вот в двадцатке компаний, размещающих свою рекламу в кинотеатрах — отечественных брендов уже 14. В то время как крупнейший в России рекламодатель Procter&Gamble, потративший в прошлом году на рекламу $61 млн., в кинотеатральном рейтинге занял всего лишь шестую позицию. Высокая стоимость роликов при относительно высоком СРТ (расходы на охваченную тысячу зрителей) отпугивали рекламодателей с небольшим рекламным бюджетом. Сложилось мнение, что реклама в кинотеатрах — удел «богатеньких Буратино», ограниченного числа крупных компаний типа Coca-Cola и Pepsi с миллионными рекламными бюджетами, а также тех, кому закрыта дорога в другие медиа.

Принято считать, что кинотеатры — лакомый кусочек для производителей и дистрибьюторов алкогольной и табачной продукции, имеющих весьма ограниченные рекламные возможности в ряде других СМИ. Продукция Philip Morris, действительно, лидирует в рейтинге рекламодателей, чьи ролики постоянно крутятся в кинотеатрах. А вот алкогольных брендов, за исключением вышеупомянутого «ПИТа», в ТОР-20 обнаружено не было. Почему? Ответ нужно искать в самом кинотеатре. Алкогольные бренды давно переключились с такого примитивного рекламного давления на потребителя, как показ ролика, на «скрытую» рекламу. Впрочем, скрытой ее можно назвать с большой натяжкой. Оглянитесь вокруг! При входе в фойе вас встречают лайтбоксы Martini, в кассе вместе с билетом вам вручают красочный рекламный буклет Hennesy, в баре — на самом «привлекательном» месте стоит Baccardi, а бокалы украшены пивными логотипами Stella Artois. Алкогольные бренды знают, что зритель пришли в кинотеатр в поисках развлечения. И лучше заранее позаботиться о том, чтобы он нашел там нечто определенное.

За удовольствие надо платить

Один из сдерживающих факторов для желающих разместить рекламу в кинотеатрах — это расходы на создание ролика, стоимость которого редко опускается ниже $30 тыс. Тягаться с западными компаниями в этой области российские пока не могут в силу неискоренимой национальной привычки зарабатывать на производстве, что неизменно сказывается на качестве продукта. Поэтому в наилучшем положении находятся те рекламодатели, которым готовый ролик «спускается сверху». Такие гиганты, как McDonalds, FedEx, Nike, Discovery Channel работают по следующему принципу: сначала делается киноверсия рекламы (средний бюджет — от $200 тыс., хронометраж — 60 сек.), из которой затем нарезаются ролики для телепоказа. Когда очередные исследования показали, что зрители в большей степени склонны к запоминанию рекламы в фильмах (рroduct placement), нежели в клипах, западные компании моментально освоили технологию производства мини-фильмов (вспомнить, хотя бы «короткометражки» BMW, в создании которых принимали участие такие «акулы» кинобизнеса, как Саймон Уэст, Джоэл Шумахер, Тони Скотт и другие голливудские режиссеры). В результате ролики последнего поколения уже практически невозможно отличить от трейлера будущего фильма. Mercedes ввела в заблуждение киноманов, показав им «анонс» нового триллера-детектива с участием лауреата «Оскара» Бенисио дель Торо («Загнанный», «Траффик»), который не то расследует некое преступление, не то, напротив, «заметает» следы. Сам «виновник торжества» — автомобиль появляется в кадре буквально на пару секунд, да и то на общем плане. Естественно, американцы не имеют ничего против такой рекламы. Более того, согласно данным исследования Arbitron, более 66% посетителей кинотеатров специально приходят в кинозал заблаговременно, чтобы не пропустить предсеансовый «рекламный блок» (среди зрителей в возрасте 12-24 этот показатель достигает 71%). Отмечена также прямая связь между положительным отношением зрителей к рекламе и частотой посещения кинотеатра. Так, 69% зрителей (18+), посещающих кинотеатр приблизительно два раза в месяц, не против рекламы. Среди тех, кто последний раз был в кинозале два-шесть месяцев назад, этот показатель составляет уже 61%, в то время как люди редко или вообще не посещающие кинотеатры, высказываются «за» рекламу в кино только в 54% случаев.

С появлением цифровой системы демонстрации рекламы расходы на создание рекламных клипов сократились, что открыло двери в кинотеатр новым рекламодателям. Теперь ролик можно снять и в домашних условиях при помощи видеокамеры, а затем перевести его на кинопленку, что обойдется вам, в среднем, $500-1100 (цена указана для 30-секундного ролика). Однако на киноэкране разница станет очевидной незамедлительно. Ролик должен соответствовать формату кинематографа: быть красочным и захватывающим, а не информативным, апеллировать к эмоциям, а не разуму. Любой сбой в программе — и тот самый качественный контакт с аудиторией, которым и заманивают в кинотеатры рекламодателей, потерян.

Проверка на прочность

У кинопоказчиков тоже бывают ночные кошмары. Один из них обрел плоть и кровь накануне Рождества, когда один из кинотеатров в Берлине показал зрителям предсеансовый рекламный блок продолжительностью в 45 минут. Все бы ничего, но зрители, опоздавшие после затянувшегося вечернего показа на метро, подали на кинотеатр в суд и выиграли дело. «Всегда есть дилемма: как заработать больше денег и не разозлить зрителя, — говорит директор отдела рекламы кинотеатральной сети «КиноМакс» Лариса Матрусенко. — В предновогодние праздники в блоке бывает до 30 рекламных и анонсовых роликов. Средний хронометраж — 45 секунд. Мы и так уже в последнее время отказались от бартера, чтобы не перегружать зрителя. Бартер для кинотеатра — это лишние проблемы. О нем стразу все становится известно, и тебе тут же начинают руки выкручивать».

Стоимость показа рекламного ролика зависит от ряда факторов: статуса кинотеатра, объема размещения, хронометража. Существуют и определенные наценки за позиционирование рекламного ролика в блоке. Например, последняя и предпоследняя позиции в блоке, как правило, оцениваются на 15-20% выше и отдаются постоянным клиентам, приобретающим полный рекламный пакет. Последняя позиция в блоке особенно эффективна, если рекламы много. Зрители успевают занять свои места и приглядеться к происходящему на экране. А вот первый ролик в кинотеатре работает гораздо хуже, чем на ТВ, хотя и считается, что первая реклама вернее оседает в памяти. Также возможны доплаты за эксклюзив — гарантию отсутствия роликов конкурирующих компаний в рекламном блоке.

Реклама в кино уникальна тем, что можно точно измерить количество рекламных контактов — единицей расчета служит количество проданных билетов. Рынок рекламы в кино напрямую связан с количеством экранов. Больше экранов — больше рекламодателей. Производителей привлекает массовость, следовательно, и внимание их, в первую очередь, будет отдано центральным площадкам с высоким количеством посещений. Однако понятие «массовость» не связано с вместимостью кинотеатра.

Рекламные кампании, использующие возможности кинотеатров, более эффективны для имиджа брендов, нежели для продвижения товара на рынке. Крупные компании особенно активно используют возможности рекламы на киноэкранах, если желают повысить ценность своего бренда. Воспринимая показ рекламы в качестве «разогрева» перед настоящим развлечением, зрители не склонны обращать внимание на информационную составляющую рекламного текста. Восприятие идет на эмоциональном уровне: полученное от конкретного фильма удовольствие зритель автоматически (бессознательно) переносит на весь сопутствующий фильму ряд — начиная от журнала, в котором он прочитал рецензию, заканчивая кинотеатром. Позитивный заряд эмоций переносится и на рекламируемые продукты.

Поэтому не стоит ожидать от рекламы в кинотеатрах моментального роста продаж. Скорее, роста доверия и позитивного отношения к торговой марке. Кинотеатр в центре города — место для серьезных брендов. Его аудитория — люди не понаслышке знакомые с Hennesi, Baylies, Chanel и Mersedes. Им не нужно рассказывать о потрясающих вкусовых ощущениях или безукоризненных ходовых качествах продукта. Они просто будут рады увидеть знакомый бренд на киноэкране и разделить с ним удовольствие от фильма. Другое дело — посетители мультиплексов, расположенных в громадных торговых центрах в спальных районах. Кино-шопперы не оставят без внимания тот факт, что в бутике за стеной кинозала началась распродажа, а в супермаркете на нижнем этаже в этом месяце в придачу к одной банке компота дают вторую. Возможно, под влиянием рекламы они зайдут в официальное представительство Mercedes, но покупку автомобиля, скорее, совершат в «Автовазе».

Составьте мне компашку!

Сиквелы голливудских блокбастеров «Люди-Х» и «Матрица» привели в кинотеатры не только тысячи зрителей, но и компанию «Сибирский берег», производителя сухариков «Компашки». Ролик «Компашки против одиночества» был размещен в одиннадцати московских кинотеатрах. До этого «Компашки» благополучно засветились на телевидении, в радио и прессе, на стикерах в метро и стали «участниками» рок-фестиваля «Максидром».

Основным критерием выбора кинотеатра для рекламодателей является его популярность. С регионами дело обстоит проще: в каждом городе есть самый «главный», самый «модный» кинотеатр, который посещает самое большое количество зрителей. С Москвой ситуация складывается иначе. Здесь у каждого есть свой «самый лучший» кинотеатр — тот, который по пути — к дому, работе, школе.

Отечественные компании предпочитают сперва провести в кинотеатрах небольшие рекламные кампании, чтобы понять, на какую отдачу они могут рассчитывать. Питерская строительная компания «Строймонтаж» впервые этим летом взяла рекламный пакет в кинотеатре, который помимо проката роликов включает распространение полиграфии, выступив в качестве спонсора премьеры фильма «Фанфан-Тюльпан».

По утверждению представителей компании «Сибирский берег», условия размещения рекламы в независимых кинотеатрах более привлекательны, нежели в сетях: «После довольно длительного периода переговоров с разными рекламными агентствами, выяснилось, что, по сути, все они предлагают одно и то же, только сетевые агентства просят за это больше денег» — говорит глава рекламного отдела компании. До выхода на киноэкраны столицы компания «Сибирский берег» прошла «предварительную подготовку» в региональных кинотеатрах. Так, на премьере фильма «Особое мнение» в Новосибирске был представлен продукт будущего — «чипсорехи». В фойе кинотеатра проходила его дегустация, тут же рядом происходило заполнение анкет, в которых зрителям предлагалось выразить свое «особое мнение» по поводу качества продукта. Потом были видеоролики на ТВ-панелях и радиоролики в кинозалах перед началом сеанса. Затем «Кириешки» показались на киноэкранах Минска и только потом решились выйти на столичный рынок. «На московские кинотеатры приходится львиная доля средств, запланированных на рекламу в кино, — говорит Максим Махеров. — «Строймонтаж» для размещения своих роликов выбрал пять элитных московских кинотеатров — «Кодак-Киномир», «Ролан», «Победа», «Пять звезд» и «Формула кино», посетителями которых является «платежеспособная аудитория, которая может позволить себе покупку квартиры в новых домах класса «люкс». В медиа-плане компании на 2003 год, затраты на рекламу в кинотеатрах составили 5% от общего рекламного бюджета. Однако, «Строймонтаж» не исключает возможность пересмотра бюджета соотносительно с результатами этого пилотного проекта».

Катастрофически тебя не хватает мне

«Я не нуждаюсь в услугах рекламного агентства, — категорично заявляет руководитель нескольких питерских кинотеатров.- Зачем делиться? Мои люди и сами справятся». Спустя несколько минут он переключается на рассказ о нестабильных рекламных доходах кинотеатра, об утомительной борьбе с дистрибьюторами, которые подклеивают ролики к фильмокопии, и о том, что в северной столице мало кто понимает, как работает реклама в кинотеатре, а на вопрос о новых рекламных технологиях отвечает: «Логотипы на билетах? Это никому не интересно. Мы пробовали».

Директору рекламного агентства «Планета информ» Дмитрию Литвинову нередко приходится сталкиваться с подобным скептическим отношением. «На самом деле, разница — в подходах, — говорит он. — Рекламный отдел кинотеатра будет кивать головой на каждое ваше предложение, лишь бы оставить в кинотеатре ваши деньги. Подобрать же действительно «рабочий» вариант может только агентство, которое порекомендует вам вместо размещения логотипов на билетах вкладывать каждый билет в красочный буклет и скажет, что выданный в кассе каждому ребенку чупа-чупс даст эффект гораздо более сильный, нежели расположенный в фойе лайт-бокс с изображением конфеты».

К тому же зачастую именно агентству под силу разрешить то и дело возникающие конфликтные ситуации в отношениях между дистрибьюторами и директорами кинотеатров. «Некоторые прокатчики уверены, что имеют право на доход от роликов, которые размещаются перед их фильмом в кинотеатрах и придумывают всевозможные варианты, чтобы получить «свою» часть прибыли. Почему бы тогда не забирать часть прибыли от продажи колы перед показом «их» фильма?»

Директоры кинотеатров, предпочитающие самостоятельные поиски рекламодателей, называют рекламу самым нестабильным источником дохода кинотеатра, утверждая, что доходы от нее могут варьироваться от $10 до $100 тыс. в год. Как говорят представители рекламной службы кинотеатра «Победа», с участием агентства кинотеатры всегда продаются гораздо легче.

По словам генерального менеджера двух питерских кинотеатров «Джем холл» Вадима Кондратенко, в структуре доходов мини-сети реклама составляет 1-5%. По Москве, в среднем, эта цифра колеблется от 7 до 10%. Хотя, например, в бюджете кинотеатра «Кодак Киномир» доходы от рекламы уступают лишь доходам от реализации билетов, а иногда даже равняются им!

Лариса Матрусенко, директор по рекламе сети «КиноМакс», в управлении которой находится «Кодак», утверждает, что, с креативной точки зрения, любой кинотеатр — просто находка для рекламщика. «В кинотеатре можно продать любую площадь, начиная от барной стойки и заканчивая дверцами туалетных кабинок. В моей практике были случаи, когда в «Кодаке» единовременно шло около 10 кампаний (не считая рекламных роликов). Главное здесь — соблюдать чувство меры. Если реклама органично вплетена в обстановку, зритель проглотит ее вместе с поп-корном и еще «спасибо» скажет». Особый спрос у рекламодателей на стеклянные внешние и внутренние витрины кинотеатра, где размещают свою продукцию производители и дистрибьюторы аудио-видео и компьютерной техники, парфюмерии класса «люкс» и т.д.

Кроме того, первый в стране Dolby кинотеатр «Кодак» стал также первым брендированным кинотеатром, заключив эксклюзивный договор с компанией Nestle на распространение в кинотеатре продукции шведского концерна. Результат этого союза — подвешенную над баром огромную красную кружку Nescafe — может увидеть каждый. Cейчас «КиноМакс» ведет переговоры о брендировании всей сети своих кинотеатров, правда неизвестно, идет ли речь снова о Nestle или же о другой торговой марке.

«Такой рекламный ход как брендирование очень выгоден компаниям, производящим газированные напитки и алкоголь, — считает Дмитрий Литвинов. — Заключая долгосрочный контракт с кинотеатром, они, тем самым, отсекают конкурентов, получая преимущества в расположении линейки своей продукции. Оба бара московского кинотеатра «Победа», например, «забрендированы» Baccardi. Конечно, все хотят получить эксклюзивное присутствие, но на такие условия кинотеатр идет только в том случае, если помимо сопутствующего мерчандайзинга (кружки, бокалы, пепельницы) компания оказывает ему финансовую поддержку».

Дмитрий Литвинов уверен, что рано или поздно «мы все уйдем от фиксированных рекламных расценок. В кинотеатрах будут продаваться рейтинги фильмов, как на телевидении: блокбастер — один порядок цен на рекламу, арт-хаус — другой».

Не все то ролик, что приносит прибыль

Продавать хочется больше, а денег на рекламу тратить меньше. Выходом для компаний, вынужденных искать альтернативные каналы коммуникаций, служат BTL-механизмы: sales promotion, special events и пр. Вот уж воистину не роликами едиными жив рекламодатель. Грамотный креатив позволяет превратить рекламу в кинотеатре в настоящее развлечение, как для зрителей, так и для самих рекламщиков. «Ролик — это так скучно! — утверждает Лариса Матрусенко, — поставил, и он крутится. Гораздо интереснее проводить промо-акции. Например, в прошлом году одна мебельная компания поставила в фойе «Кодака» макет комнаты, обставленный мебелью. Любой желающий мог провести 5-10 минут перед сеансом, уютно устроившись в шикарном кресле».

По словам Надежды Глазуновой, директора рекламной службы кинотеатра «Победа», кинотеатры весьма заинтересованы во взаимодействии с автомобильными концернами. «Автомобиль или мотоцикл перед кинотеатром — хорошая возможность привлечь зрителей и . покупателей. Понятное дело, что для акций такого уровня кинотеатр должен обладать определенным кредитом доверия: иметь «достойную» аудиторию и «хорошее коммерческое прошлое».

С креслами была связана и другая история. В рамках рекламной акции «Рондо сближает» первый питерский мультиплекс «Кристалл Палас» одел ряд кресел одного из своих залов в зеленые чехлы. Целый год среди зрителей, купивших в этот ряд билеты, разыгрывались специальные призы от «Рондо». Аналогичным образом были задействованы и несколько московских кинотеатров. В том же «Кодаке» для «Рондо» был выделен «ряд для поцелуев», между счастливыми обладателями билетов на места которого, разыгрывалась путевка в Париж.

В поисках нестандартных решений находится и российский производитель одежды — компания Vassa. Как известно, расположенные в кинотеатре бутики одежды и обуви в кинотеатре — бессмысленная трата времени и денег. Пришедший в кино человек не расположен к серьезным покупкам. К тому же посещение бутиков требует времени — нужно посмотреть, примерить, а в кинотеатр люди прибывают, в среднем за 12 минут до начала сеанса, и их время четко распределено между покупкой билета, чашкой кофе, поп-корном и (возможно) быстрым визитом в магазин видео. После фильма же 43% зрителей норовит как можно быстрее покинуть кинотеатр в пользу ближайшего (!) ресторанчика. Незамедлительно приступить к шоппингу готовы только 17%, да и те отдают предпочтение ближайшему торговому центру. Решение компании Vassa заключалось в том, чтобы устроить небольшое дефиле перед премьерой фильма, на который придет прогрессивная молодежь. Был выбран и фильм — «Матрица: Перезагрузка». Проблема заключалась в том, что голливудская компания Warner Bros. в категоричной форме запретила миру рекламировать посредством этого фильма все бренды, помимо ограниченного числа официальных участников мирового cross-promotion-а, пригрозив «отлучением от кинопроката третьих частей «Матрицы», «Гарри Поттера» и «Властелина колец». Каким образом марке Vassa удалось обойти эти запреты, пусть останется ее маленькой тайной. Видимо, игра стоила свеч.

Как правило, рекламная активность компаний увеличивается ближе к выходу крупных релизов, таких, как «Терминатор 3», «Лара Крофт 2» и т.д. Однако недавно западными специалистами был открыт прелюбопытнейший факт: чем менее раскручен фильм, тем лучше происходит запоминание рекламного ролика. Так что, возможно, компаниям-производителям вскоре придется пересмотреть свое отношение к блокбастерам. И да здравствует арт-хаус!

Нет комментариев

    Оставить комментарий