Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Быт и нравы купечества в драме Островского «Гроза»

Гроза – явление в природе очищающее и необходимое. Она приносит с собой свежесть и прохладу после изнурительной жары, живительную влагу после суши. Она несет очищающее, обновляющее действие. Таким «глотком свежего воздуха», новым взглядом на жизнь стала в литературе середины XIX века пьеса А. Н. Островского «Гроза». Великая русская река, самобытный народ, живущий на ней, дали автору богатый творческий материал. Драма прозвучала как трагический голос времени, как крик народной души, не желающей больше терпеть гнет

Жизнь Калинова и подобных ему городов России того времени Добролюбов назвал «темным царством». Сонное, спокойное, размеренное существование. Большую часть времени калиновцы проводят дома, где за высокими стенами и крепкими замками неторопливо едят, занимаются какими-нибудь домашними делами, спят. «Спать ложатся

Основой взаимоотношений людей в Калинове является материальная зависимость. Здесь деньги решают все. Автор подчеркивает, что из-за наживы купцы портят друг другу торговлю, постоянно ссорятся между собой, вредят своим вчерашним друзьям: «Я уж потрачусь, да и ему станет в копеечку». Борис не осмеливается защитить себя от оскорблений Дикого, так как по завещанию он может получить наследство только при условии, если будет почтителен к своему дяде.

Характер Дикого – это новое и значительное проявление внутренней инертности и косности русской буржуазии. Дикой – сила. Власть его денег в условиях маленького города достигает уже таких пределов, что он позволяет себе «потрепать по плечу самого городничего». В списке действующих лиц «Грозы» Савел Прокофьевич Дикой назван «значительным лицом в городе». Такова же и Марфа Игнатьевна Кабанова. Хозяева жизни, властители и владельцы. На их примере показана власть денег, достигшая невиданных размеров.

Однако Дикой – один из самых богатых людей Калинова – сам опускается до прямого жульничества: «Недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!» Брань, ругань по любому поводу – это не только привычное обращение с людьми, это его натура, его характер, даже больше того – содержание жизни. Самодурство Дикого не знает границ. Он не дает спокойно жить своим домашним. Когда хозяин был не в духе, «все прятались по чердакам и чуланам». Однако в типично самодурской логике его есть один интересный момент: ярый ругатель бывает сам не рад своему характеру: «Друг ты мне, а приди ты у меня просить – обругаю». Не правда ли, мы ощущаем, что самодурство Дикого дает трещину?

Твердо стоит на страже патриархальных, домостроевских порядков старины, ревностно охраняет жизнь своего дома от свежего ветра перемен Кабанова. В отличие от Дикого, она никогда не ругается, у нее свои методы устрашения: она, «как ржа железо», точит своих близких, прикрываясь религиозными догмами и сожалениями о попранной старине. Она никогда не примирится с человеческими слабостями, никогда не пойдет на компромисс. Кабанова вся прикована к земле, все ее силы направлены на удержание, собирание, отстаивание уклада, она – блюститель окостеневшей формы патриархального мира. Кабановой надо, чтобы все казались, все выглядели соответственно ее правилам. Жизнь она воспринимает как церемониал, и ей страшно подумать, что ее правила давно изжили себя.

Любовь, сыновнее и материнское чувства не существуют в этом доме, они вытравлены, втоптаны в грязь произволом, ханжеством, злобой. Кабанихе покоя не дает то, что молодым пришелся не по вкусу ее образ жизни, что хочется им жить по-другому.

Дикой и Кабанова губительно действуют на окружающих, отравляя им жизнь, уничтожая в них светлые чувства, делая их своими рабами, И в этом – главная их вина. Поэтому среди действующих лиц нет никого, кто не принадлежал бы к калиновскому миру.

Молодое поколение «Грозы» представляют Кудряш, Варвара, Борис, Тихон. В отличие от Катерины, все они стоят на позиции житейских компромиссов и никакой драмы в этом не видят. Конечно, им тяжел гнет старших, но они научились обходить его, каждый в меру своих характеров.

Варвара мелка в своих чувствах и запросах. Она – наиболее приспособившаяся из всех. При всей своей неразвитости нашла для себя удобный образ жизни; она обладает необходимым запасом энергии и силы воли, чтобы в своей любви к Кудряшу обходить прямолинейные запреты домостроевского мира.

Тихон – незлобивый и слабый человек, он мечется между суровыми требованиями матери и состраданием к жене. Он по-своему любит Катерину, но совсем не так, как требуют нормы идеальной патриархальной морали.

Варвара с Кудряшом ведут разгульную жизнь, Тихон добывает отдохновение лишним стаканом водки, но внешнее почтение перед старшими они соблюдают.

Из внешнего мира в пьесе только Борис. Он не принадлежит к калиновскому миру по рождению и воспитанию, не похож на других жителей города обликом и манерами, но по тому, как он ведет себя, он вполне калиновский. По словам Добролюбова, Борис относится «более к обстановке», не нарушая замкнутости калиновского мира.

Но жизнь не стоит на месте, самодуры ощущают, что их власть ограничивается. Добролюбов отмечает: «Все, кажется, по-прежнему, все хорошо: Дикой ругает кого хочет… Кабанова держит в страхе своих детей… невестку… А все как-то неспокойно, нехорошо им. Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и уже посылает нехорошие видения темному произволу самодурства».

Как самые богатые иностранцы России сколотили свое состояние

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Ролдугин Олег

Зияд Манасир: гражданство – Иордания, возраст – 48 лет, состояние – 3,68 млрд $.

Поразительно, но чем быстрее растет состояние президента «Стройгазконсалтинга» (СГК) Зияда Манасира, тем больше он недоволен. За 2012 год он стал в России почти наполовину богаче, а все равно недавно пожаловался в правительство и даже самому Игорю Сечину: мол, основной его заказчик – Газпром – за прокладку труб мало платит.

К нам этот иорданец приехал по студенческому обмену, поступив в Азербайджанский институт нефти и химии. Было это в 1984 году.

– Параллельно, – признается, – занимался бизнесом. Привозил компьютеры, в валютных магазинах «Березка» я, как иностранец, мог покупать оргтехнику, а потом перепродавал ее. Тогда это называлось спекуляцией, но в то время еще не было свободной торговли. Среди прочего торговал металлом, арматурой, лесом, пиломатериалами. Во время учебы я уже ездил на BMW.

В родной Иордании у Манасира тоже есть активы – автозаправки, фабрики по выпуску оливкового масла, заводы по производству бетонных конструкций, – но главную свою компанию (СГК) он создал в 94-м именно в России. Тогда же пошли и первые заказы от Газпрома, но настоящий размах компания показала уже при Владимире Путине, когда в число акционеров «Стройгазконсалтинга» вошла Ольга Григорьева, дочь Александра Григорьева, приятеля Путина по службе в питерском КГБ.

У Манасира – несколько усадеб в Подмосковье, фактическое владение одной из которых («Миллергоф») даже приписывают главе Газпрома Алексею Миллеру. Правда, в последнее время отношения подрядчика и заказчика и в самом деле несколько охладели. Не исключено, что новым генеральным партнером монополии станет НОВАТЭК другого друга Путина, Геннадия Тимченко, вот и появилась информация о попытках иорданца завязать тесные связи с Роснефтью Игоря Сечина. Все-таки у Сечина тоже есть дочь.

Лев Леваев: гражданство – Израиль, Бельгия, Греция, Индия возраст – 57 лет состояние – 1,7 млрд $

Родившийся в семье бухарских евреев Лев Леваев живет в Израиле с 15 лет. От гражданства России в 1990 году он отказался, но российскими деньгами при этом не брезгует. Проповедник традиционного иудаизма Эдуард Ходос так написал об этом в трехтомнике «Еврейский синдром»: «Особая заслуга Леви Леваева состоит в том, что он, «тишайшим» образом подкравшись к российской алмазной жиле, наладил успешный «отсос» алмазов из «богатой и щедрой» земли».

В самом деле, после окончания военной службы Леваев немного поработал шлифовщиком алмазов, а потом стал их добывать и продавать – сначала в Африке, а затем и у нас. Именно его в 1989 году Главалмаззолото выбрало в качестве партнера для первого совместного гранильного предприятия в Союзе, а после 91-го года завод целиком перешел в руки израильтянина. Сейчас среди его активов в России – девелоперская компания AFI Development и алмазный холдинг «Руиз» (Московский ювелирный завод, «Руиз Даймондс» и «Уралалмаз»).

Одним из главных друзей олигарха среди россиян называют Романа Абрамовича, но не только. Именно Леваев в 2000 году в пику Российскому еврейскому конгрессу Владимира Гусинского создал Федерацию еврейских общин России во главе с Берлом Лазаром, за что, говорят, получил особое расположение Путина. После этого на полку в своем офисе Леваев поставил фотографию президента России, которого называет своим личным другом и обычно вспоминает с теплотой: «Он прекрасный президент для евреев».

Правда, вот беда – год назад леваевский «Уралалмаз» практически свернул работу из-за истощения Волынского месторождения, но 12 декабря эта фирма все же выиграла аукцион на право пользования еще одним участком в Пермском крае. Запасы россыпных алмазов достались иностранцу примерно за 12,5 млн рублей, то есть по цене квартиры в Москве.

Виктор Нусенкис: гражданство – Украина, возраст – 59 лет, состояние – 2,2 млрд $

Несмотря на украинские корни, грек по национальности Виктор Нусенкис живет в Подмосковье на месте бывшей усадьбы графа Шереметева, неподалеку от выстроенной им для детей своих сотрудников православной школы-пансиона «Плесково». У Нусенкиса вообще весь бизнес православный: на каждом предприятии действует своя часовня, а сам он, кроме охраны, в личной машине возит одного-двух священников.

За 20 с лишним лет в бизнесе этот олигарх не сделал ни одной фотосессии и не дал ни одного интервью. Впрочем, известно, что в начале 80-х путевку в жизнь тогда еще молодому шахтеру-передовику выдал другой грек – Николай Сургай, первый зам. министра углепрома УССР. Нусенкис пошел вверх сперва по административной, а потом по коммерческой линии. Основанный им в 1992 году концерн «Энерго» быстро стал одним из крупнейших угольных трейдеров Украины.

В России он живет уже лет 15, хотя формально является подданным Киева. Считается одним из главных спонсоров РПЦ. Купил несколько шахт в Кузбассе, став совладельцем угольной компании «Заречная». С родиной, впрочем, связь тоже не потерял – у него там есть, например, «Донецксталь», где действует заводской храм. Когда Патриарх Кирилл несколько месяцев назад посетил Донецкую область, то лично благодарил за помощь в реставрации церквей двух Викторов – Януковича и Нусенкиса. На Украине судачат, что президента и олигарха связывал общий духовный отец – старец Зосима. Тесные связи скрепляли грека и с бывшим генпрокурором Украины (и бывшим деловым партнером, оттесненным от бизнеса) Геннадием Васильевым. Настолько тесные, что тот вспоминает о них с дрожью в голосе:

– У нас отношения с Виктором были, наверно, даже больше, чем братские. Он, я, наши семьи.

После того как Васильев решил отжать обратно у Нусенкиса свою долю, «Заречная» в начале года вступила в союз с Уралвагонзаводом. Казалось бы, виктория: Нусенкис выиграл несколько судов. Но тут Януковича угораздило брякнуть о возможности вступления Украины в Евросоюз, и Бог от православного олигарха отвернулся. В августе Урал­вагонзавод скупил российские активы украинского грека по цене втрое ниже рыночной. Правда, когда под угрозой оказалась работа «Донецкстали», Янукович быстро образумился, открестившись от ЕС. Теперь дела у Нусенкиса просто обязаны пойти в гору – угольную.

Forbes назвал самых богатых холостяков России

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

МОСКВА, 26 апр — РИА Новости. Журнал Forbes составил рейтинг богатейших неженатых бизнесменов из первой сотни списка самых состоятельных россиян.

Первое место занял совладелец «Альфа-Групп» Михаил Фридман. Его состояние оценивается в 13,3 миллиарда долларов, в рейтинге богатейших людей России он занимает вторую строчку. Со своей женой Ольгой развелся около 10 лет назад. По некоторым сведениям, пишет Forbes, у Фридмана есть гражданская супруга Оксана, однако официально миллиардер «числится» холостым.

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

На втором месте в списке — бывший владелец «Уралкалия» и председатель футбольного клуба «Монако» Дмитрий Рыболовлев. Его состояние оценивается в 7,7 миллиарда долларов (12-я строчка в рейтинге самых богатых россиян). Сейчас Рыболовлев разведен. Своей бывшей жене он отдал 604 миллиона долларов, однако не потерял вкус к жизни и интерес к искусству. Миллиардер является владельцем богатейшей коллекции европейской живописи и дорогой недвижимости, в частности двух островов в Греции.

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

На третьей строчке обосновался президент ОНЭКСИМ, владелец баскетбольного клуба НБА «Бруклин Нетс» (Brooklyn Nets) Михаил Прохоров – его состояние оценивается в 7,6 миллиарда долларов (он занимает 14-ю позицию в списке богатейших россиян). Самый убежденный холостяк, как называет его Forbes, готов на что угодно, лишь бы не жениться. В 2010 году бизнесмен пообещал жениться, если его клуб за пять лет не станет чемпионом НБА. Первое место «Бруклин Нетс» так и не занял, но Прохоров быстро сориентировался: он заявил, что данное им обещание выполнит комиссионер НБА Адам Сильвер.

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Предприниматель и банкир Сергей Попов занимает четвертое место в списке богатейших холостяков с состоянием в 4,5 миллиарда долларов (№20 в рейтинге богатейших россиян). Он разведен, у него двое детей. Как отмечает Forbes, Попов не афиширует ни профессиональную, ни личную жизнь.

Председатель совета директоров аэропорта Домодедово Дмитрий Каменщик на пятом месте в списке богатейших холостяков и владеет состоянием в 2,9 миллиарда долларов (29-я строчка общего рейтинга). Каменщик никогда не был женат официально, однако при расследовании теракта в аэропорту Домодедово выяснилось, что у него якобы пятеро детей.

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

На шестой строчке рейтинга – председатель совета директоров инвестиционной группы «Абсолют» Александр Светаков. Он владеет 2,9 миллиарда долларов (№31 в рейтинге богатейших людей России). Своей бывшей жене после развода он отдал 40 миллионов долларов. Также Светаков не считает денег на благотворительность – в 2014 году он потратил 800 миллионов рублей на строительство коррекционной школы-интерната в Подмосковье.

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Седьмое место – у председателя совета директоров Rambler&co Александра Мамута. Он владеет состоянием в 2,4 миллиарда долларов (37-я строчка в общем рейтинге). Мамут был дважды женат, от браков у него пятеро детей, двое из них приемные.

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

На восьмом месте — президент группы компаний «Росгосстрах» Данил Хачатуров с состоянием в 1,4 миллиарда долларов (54-е место в общем «зачете»). Миллиардер был два раза женат, у него двое детей от браков. Как пишет Forbes, сейчас он встречается с режиссером Анной Меликян.

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Девятое место занимает президент инвестиционного холдинга Finstar Олег Бойко. Его состояние оценивается в 1,2 миллиарда долларов (58-е место среди богатейших россиян). Предпочитает не распространяться о личной жизни. Известно лишь, что Бойко в разводе и у него нет детей, пишет Forbes.

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

На десятой строчке – председатель совета директоров банка «Северный морской путь», вице-президент Федерации дзюдо России Аркадий Ротенберг с состоянием в миллиард долларов (№75 в рейтинге богатейших людей России). Предприниматель был дважды женат, у него четверо детей и трое внуков.

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Günün xəbəri

Bakı — Sumqayıt yolunun genişləndirilməsi bu tarixdə başa çatacaq

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Xəbər lenti

Şimali Koreya liderindən hələ də xəbər yoxdur

İpoteka kreditlərində güzəşt yalnız iş yerini itirənlərə olacaq

İranda koronavirus qurbanlarının sayı 5 650-yə çatdı

Kriştiano Ronaldo «Yuventus»la bağlı qərarını verdi

Rusiyanın koronavirusa görə gündəlik itkisi açıqlandı

Azərbaycanın kino xadimləri Prezidentə təşəkkür etdilər

Vaqif Aydınoğlu ATV-dən getdi

Azərbaycan karantin hesabına koronavirusun yayılmasını əngəlləyə bildi

«Facebook» qrup videozəng xidməti yaradır

İsraildə koronavirusdan ölənlərin sayı 200-ə yaxınlaşır

Sabah hava necə olacaq?

Azərbaycan nefti yenidən ucuzlaşıb

Azərbaycanda qiymətli kağızlar bazarı iştirakçılarına güzəştlər ediləcək

Azərbaycanda sığorta haqlarının ödənilməsinə möhlət verilir

Azərbaycanda banklararası ödəniş sistemlərində xidmət haqqı 2 dəfə azaldılır

Azərbaycanda banklar üzrə məcmu kapital tələbləri azaldılır

Azərbaycanda kredit ödənişlərinə güzəşt edilir

Azərbaycanda dövlət xətti ilə verilmiş ipoteka kreditləri restrukturizasiya ediləcək

Növbə götürməyən vətəndaşlar ASAN-a buraxılmayacaq

AZAL və «Buta Airways»in aviabiletlərin pulunu geri qaytaracağı vaxt məlum olub

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Maşınla vurulan piyada hadisə yerində öldü

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

İrandan Azərbaycana 8 kq-dan çox narkotik keçirmək istədi — VİDEO

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Oğuzda gəlin 73 yaşlı qayınatasını döydü

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Hollivud ulduzundan 1 milyon dollar yardım

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Əlibəy Hüseynzadənin qızı vəfat etdi

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

«Kişinin birinci dişlərinə fikir verirəm»

Cəmiyyət

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Sabah hava necə olacaq?

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Ağac kəsən şəxs cəzalandı

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Bakı üzrə koronavirusa yoluxma ən çox hansı rayondadır?

Diaspor

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Azərbaycanlı ər-arvad koronavirusdan öldü — 3 və 5 yaşlı uşaqları valideynsiz qaldı

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Diaspor Gənclərinin III Yay Düşərgəsi təxirə salındı

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Azərbaycanlı gənc ABŞ-da avtomobildə ölü tapıldı

Siyasət

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Şimali Koreya liderindən hələ də xəbər yoxdur

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

İpoteka kreditlərində güzəşt yalnız iş yerini itirənlərə olacaq

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

İranda koronavirus qurbanlarının sayı 5 650-yə çatdı

Saytdakı materialların istifadəsi zamanı istinad edilməsi vacibdir.
Məlumat internet səhifələrində istifadə edildikdə hiperlink vasitəsi ilə istinad mütləqdir.

Forbes назвал имена самых богатых холостяков России

В тройке лидеров оказались Фридман, Рыболовлев и Прохоров

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Журнал Forbes назвал имена холостяков России из первой сотни списка богатейших россиян.

Первую строчку рейтинга занимает 51-летний совладелец «Альфа-Групп» Михаил Фридман. Его состояние оценивается в 13,3 миллиарда долларов – он занимает второе место в рейтинге самых состоятельных россиян.

В настоящий момент Фридман не женат – он развёлся с супругой Ольгой около 10 лет назад. Но у него есть гражданская жена Оксана – бывшая сотрудница банка бизнесмена.

Вторую строчку самых богатых женихов России занимает бывший владелец «Уралкалия» 49-летний Дмитрий Рыболовлев, состояние которого оценивается в 7,7 миллиарда долларов – он занимает 12 место в общем рейтинге самых богатых людей России.

Тройку богатейших женихов России замыкает президент ОНЭКСИМа 50-летний Михаил Прохоров – его состояние оценивается в 7,6 миллиарда долларов (14 место в общем рейтинге).

Бизнесмену не раз приписывали романы, однако на сегодняшний день он так и не женился.

Всего в рейтинг богатейших холостяков России попали 12 фамилий. Помимо лидеров списка в рейтинге также значатся бизнесмены:

4) 44-летний Сергей Попов (4,5 миллиарда долларов),

5) 47-летний Дмитрий Каменщик (2,9 миллиарда долларов),

6) 48-летний Александр Светаков (2,9 миллиарда долларов),

7) 56-летний Александр Мамут (2,4 миллиарда долларов),

8) 44-летний Данил Хачатуров ( 1,4 миллиарда долларов),

9) 51-летний Олег Бойко (1,2 миллиарда долларов),

10) 64-летний Аркадий Ротенберг (1 миллиард долларов),

11) 58-летний Николай Максимов (0,95 миллиардов долларов),

12) 43-летний Сергей Гордеев (0,9 миллиардов долларов).

Напомним, что ранее журнал Forbes опубликовал новый рейтинг 200 богатейших россиян. Его возглавил акционер «Сибура» и НОВАТЭКа Леонид Михельсон. Его состояние оценили в 14,4 миллиарда долларов. Полный рейтинг Forbes «200 богатейших бизнесменов России — 2016» ЗДЕСЬ

15 богатейших холостяков России-2014

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

В 2014 году в ежегодный рейтинг 200 богатейших бизнесменов России по версии Forbes попали 22 холостяка. Часть из них никогда не были женаты, кто-то овдовел, развелся или находится в бракоразводном процессе. Для составления списка холостяков введен возрастной ценз, поэтому в рейтинг вошли предприниматели моложе 50 лет. Но не будем обнадеживать — это не самые доступные мужчины на свете.

Самому молодому участнику рейтинга Дени Бажаеву всего 18 лет, и судить о его матримониальных планах сложно. Большинству завидных холостяков — между 40 и 50 годами, за плечами у них — один или несколько браков, которые закончились разводом. У кого-то из бизнесменов, несмотря на отсутствие штампа в паспорте, есть постоянные подруги. И почти у всех уже есть дети от предыдущих отношений.

Если же российский рейтинг по каким-то параметрам вас не устраивает, всегда остается возможность внимательнее присмотреться к списку 10 богатейших холостяков мира.

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Состояние: $17,6 млрд

Возраст: 50 лет

Место в рейтинге Forbes: 2

Дети: четверо

Бывшая жена миллиардера Ольга родом из Иркутска. Она училась в Московском институте стали и сплавов на одном курсе с Фридманом. В конце 1990-х Ольга окончила в Париже курсы дизайнеров и начала работать оформителем интерьеров. У бывшей пары есть две дочери – Лора и Катя.

На светских мероприятиях Фридман появляется с гражданской женой Оксаной Ожельской (по неподтвержденным данным, она была сотрудницей банка). Она также родила совладельцу «Альфа-Групп» двоих детей.

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Состояние: $10,9 млрд

Возраст: 48 лет

Место в рейтинге Forbes: 11

Дети: нет

Прохоров никогда не был женат. Миллиардер прославился фразой: «Я женюсь, когда пойму, что встретил свою настоящую единственную любовь, что хочу прожить с человеком всю жизнь и умереть в один день. И я верю, что такого человека еще встречу». А пока владелец группы «Онэксим» живет в одном доме с сестрой и семьей ее дочери.

Бизнесмен несколько раз обещал жениться. Так, в 2010 году он утверждал, что вступит в брак, если принадлежащий ему клуб НБА Brooklyn Nets (бывший New Jersey Nets) в течение пяти лет завоюет титул чемпиона (пока не завоевал).

В 2011-м, когда Прохоров баллотировался на пост президента России, миллиардер подтвердил, что ради кресла главы государства готов жениться. «Если это будет нужно для страны и для победы на президентских выборах, я даже на это готов», — сказал предприниматель, отвечая на вопрос журналистов, есть ли у него на примете потенциальная первая леди.

В марте 2013 года он признавался американскому Forbes, что у него есть постоянная девушка, имя которой не знает никто, кроме ближайших друзей бизнесмена.

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Состояние: $9,1 млрд

Возраст: 47 лет

Место в рейтинге Forbes: 14

Дети: cемеро

Абрамович развелся со своей женой Ириной в марте 2007 года. Причиной расставания супругов, которые прожили в браке шестнадцать лет, стал роман бизнесмена с Дарьей Жуковой. Так бывшая стюардесса Ирина Маландина вышла замуж за директора кооператива «Уют», производившего резиновые игрушки, а развелась с нефтетрейдером, владельцем «Сибнефти», «Евраза», футбольного клуба Chelsea и губернатором Чукотки.

В дополнение к отступным в размере $300 млн экс-супруга Абрамовича получила роскошное поместье в графстве Уэст-Сассекс, две лондонские квартиры, замок во Франции Сhateau de la Croe, а также возможность проводить время на яхте Pelorus и пользоваться частным «Боингом» бывшего мужа.

Ирина родила Роману пятерых детей – двух сыновей и трех дочек. Жукова подарила предпринимателю еще двоих – сына и дочь.

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Состояние: $8,2 млрд

Возраст: 48 лет

Место в рейтинге Forbes: 18

Дети: девять

Скоч был женат несколько раз, но сейчас вновь разведен. Последняя супруга депутата – светская дама Елена Лихач. Они встречались более десяти лет, но только летом 2011 года официально зарегистрировали брак и повенчались на родине Елены, в Белоруссии.

У Андрея девять детей от разных женщин, в том числе, по неподтвержденным данным, трое или четверо от Елены. От первого брака у Скоча четверо близнецов 1994 года рождения: Никита, Софья, Александра и Юлия.

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Состояние: $5,4 млрд

Возраст: 42 года

Место в рейтинге Forbes: 25

Дети: двое

Заместитель председателя совета директоров МДМ Банка — непубличный человек, про его личную жизнь информации очень мало. Известно, что Попов сейчас холост. Но чтобы лично выяснить это и испытать судьбу, нужно найти к нему доступ.

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Состояние: $3,1 млрд

Возраст: 46 лет

Место в рейтинге Forbes: 34

Дети: трое

Бывшая жена Александра — Юлия Светакова (40 лет). В 1990 году Юлия работала в парикмахерской, где и познакомилась с будущим супругом, который в то время вместе с друзьями зарабатывал на оптовых продажах электроники и бытовой техники из Сингапура. Сейчас Светаков является совладельцем группы «Абсолют», а его теперь уже бывшая жена – «Мисс фитнес» World Class (информация на 2009 год). При разводе Юлия получила $40 млн отступных.

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Состояние: $2,6 млрд

Возраст: 42 года

Место в рейтинге Forbes: 40

Дети: двое

Генеральный директор «Росгосстраха» развелся с женой Анной в августе 2007 года. Тогда Forbes оценивал состояние Хачатурова в $1,3 млрд. Перед разводом супруги подписали в офисе «Росгосстраха» совместное заявление, в котором сообщалось об отсутствии у них имущества, подлежащего разделу при расторжении брака, и о факте раздельного проживания и отсутствия совместного хозяйства в течение трех лет перед разводом.

Адвокаты Анны Хачатуровой заявили, что та была вынуждена подписать бумагу, чтобы получить алименты на содержание 14-летнего сына. Вскоре бывшая жена подала иск: она претендовала на половину имущества, в том числе акции «Росгосстраха». В 2008 году суд отказал Анне во всех требованиях.

Хачатуров вскоре женился на дизайнере Ульяне Сергеенко, с которой, по данным журнала Tatler, расстался этим летом.

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Состояние: $1,4 млрд

Возраст: 46 лет

Место в рейтинге Forbes: 74

Дети: двое

Дмитрий развелся с женой Еленой в 2010 году. Елена — психолог по образованию. В 2009 году у Алины (она предпочитает так себя называть) существовал проект «Академия женственности Алины Мазепиной», где она, мать четверых детей, вела тренинги для женщин в период беременности, преподавала методики подготовки к зачатию и родам. Еще в 2011 году в Москве проходили мастер-классы психолога и консультанта по арт-терапии Алины Кайзер-Мазепиной.

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Состояние: $1,35 млрд

Возраст: 49 лет

Место в рейтинге Forbes: 78

Дети: нет

Бойко развелся давно, и про первую жену президента инвестиционного холдинга Finstar ничего не известно. В интервью Tatler в 2010 году он говорил, что ему нравятся девушки до 30, подходящие под «очень жесткие критерии»: «Наличие веселого характера, высокого уровня эмоционального интеллекта, активная жизненная позиция и все остальное женское, естественно, тоже».

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Состояние: $1,15 млрд

Возраст: 46 лет

Место в рейтинге Forbes: 95

Дети: н/д

Председатель совета директоров инвестиционной группы компаний ASG холост, но это все, что известно о его личной жизни. Зато у Алексея есть свой замок во Франции — Левевилль, построенный в XV–XVII веках и относящийся к избранному числу замков Луары.

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Состояние: $0,8 млрд

Возраст: 40 лет

Место в рейтинге Forbes: 126

Дети: нет

Андреев — частный инвестор, живет в Лондоне, поэтому стоит пытаться познакомиться с ним именно в столице Британии. Например, в ресторане L’Atelier de Joel Robuchon в лондонском Сохо, где предприниматель занимается кулинарией. По иронии судьбы, Андреев — создатель двух успешных сайтов знакомств — российского Mamba и международного Badoo.

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Состояние: $0,8 млрд

Возраст: 50 лет

Место в рейтинге Forbes: 132

Дети: двое

Частный инвестор Рогачев не любит говорить про свою частную жизнь. Известно лишь, что он разведен и в 2012 году вернулся из Америки в Россию.

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Состояние: $0,6 млрд

Возраст: 44 лет

Место в рейтинге Forbes: 166

Дети: двое

Создатель розничной сети «Дикси» рано начал заниматься бизнесом. Когда Леонов учился в институте, его родители, жившие на Севере, присылали сыну оленьи шкуры, которые тот сдавал в комиссионные магазины. Продав абитуриентам шпаргалки на вступительные экзамены в институт, будущий миллионер заработал около 8000 советских рублей. В 1991 году он открыл компанию «Российский посылочный дом», торговавшую по каталогам одеждой и парфюмерией.

В 2008 году Леонов продал контрольный пакет акций «Дикси» и теперь занимается новыми проектами и инвестициями. Разведен, про личную жизнь ничего не известно.

В 2011 году в программе «Бизнес-секреты» Леонов ответил на вопросы Олега Тинькова и Олега Анисимова про девушек так:

Анисимов: Олег, а стало хорошо после продажи «Дикси» на душе?

Тиньков: Может, девушка какая-то добавилась?

Леонов: Может, наоборот, потерялась? Не знаю. Один человек говорит: «Я продал банк, сейчас обратно хочу купить». Его спрашивают: «Почему?» Он отвечает: «Раньше я приходил с девушкой, спрашивают – вы кто? Отвечаю – владелец банка. А сейчас я так сказать не могу».

Анисимов: А владельцу розничной сети в 400 магазинов девушки повышенное внимание уделяют?

Леонов: Девушки вообще сложный механизм, они вообще сложно некоторые вещи понимают. Вообще никак не влияет. Но в Москве сейчас тяжелая ситуация, сам знаешь, девушки тоже хотят самореализоваться. Говорят, если деньги портят человека, то виноваты не деньги, а люди в этом. Поэтому деньги на тех людей, которые слабы, оказывают тяжелое влияние. Поэтому девушки, которых я вижу, – в них маловато прошлого, скромности и достоинства мало, мягко говоря.

Тиньков: Не тургеневские девушки.

Леонов: Нет, мягко говоря.

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Ипотека

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Банк УРАЛСИБ по итогам первого квартала 2020 года увеличил объемы ипотечного кредитования в 1,9 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За первые три месяца 2020 года было выдано более 3,4 тысяч ипотечных кредитов на общую сумму 10 млрд рублей.

В том числе, объем кредитов, выданных на покупку вторичного жилья, вырос в 1,7 раза, первичного – в 1,6 раза, на рефинансирование ипотечных кредитов – более чем в 7 раз по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Средний размер выданного кредита увеличился за это время почти в 1,3 раза.

Банк УРАЛСИБ предлагает клиентам несколько программ ипотечного кредитования. На выбор доступны программы на приобретение готового и строящегося жилья, а также рефинансирование ипотечных кредитов сторонних банков и программа «Легкий старт» (прежнее название – «Ипотечные каникулы»). Действует программа ипотечного кредитования с господдержкой для семей с детьми. Кроме того, клиенты Банка УРАЛСИБ могут получить ипотечный кредит на приобретение строящейся или готовой недвижимости, находящейся в залоге у стороннего банка.

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России

Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России‘ width=’8′ height=’8’ /> Дени Дидро

Информация о файле
Название файлаДени Дидро от пользователя z3rg
Дата добавления9.1.2012, 19:37
Дата обновления9.1.2012, 19:37
Тип файла Названо имя самого молодого, богатого и скрытного холостяка России(zip — application/zip)
СкриншотНе доступно
Статистика
Размер файла28,1 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров3307
Скачиваний86
Оценить файл

Описание работы:

Реклама от Google
Доступные действия
  • Найти все файлы пользователя
  • Прокомментировать файл

Текст работы:

Дидро в течение четверти века стоял во главе грандиозного предприятия – издания знаменитой «Энциклопедии», содействуя пробуждению и росту революционного сознания масс. Материализм Дидро далеко опередил философскую систему Вольтера, патриарха просветителей, их старейшего и всеми признанного вождя. Дидро стоял на пороге диалектического материализма. Жизнь его полна самой напряженной борьбы, самой энергичной деятельности в области мысли и весьма проста, бедна событиями и обыденна в своем внешнем житейском течении.

Дидро родился в 1713 г. в Лангре, старинном французском городке, славившемся лишь своими историческими достопримечательностями – развалинами римских крепостных сооружений и великолепным собором XII столетия. В XIX в. к достопримечательностям города прибавился монументальный памятник великому мыслителю Франции. Отец Дидро принадлежал к потомственным ремесленникам, которые насчитывали в своем роду немало поколений, передающих от отца к сыну искусство выделки ножей. Семья была зажиточная, что дало возможность Дени Дидро получить образование в одном из лучших учебных заведений столицы, в парижском коллеже Гаркур.

Первоначально Дени прочили в священники, и он сам увлекся было чтением священных книг. Однако пытливая мысль молодого человека не могла удовлетвориться церковными догмами; он пришел первоначально к деизму, а потом и к отрицанию религии.

В коллеже Дидро с интересом изучает древние и новые языки; впоследствии его привлекли точные науки, теоретические основы ремесел, искусство, философия. Отец, видя, что сын не следует его указаниям и не собирается стать священником, отказал ему в материальной поддержке. С 1733 г. Дидро пополнил собой многочисленную парижскую толпу интеллигентов, которые перебивались случайными грошовыми заработками за какие-нибудь литературные работы; утром, просыпаясь, не знали, добудут ли что-нибудь на обед; жили в чердачных помещениях Латинского квартала столицы.

Из того, что писал Дидро, а писал он много, только часть попадала в печать, навлекая на автора ненависть и всяческие кары со стороны властей – светских и духовных. В 1746 г. появились «Философские мысли». Парижский суд (парламент) приговорил это сочинение к уничтожению, и оно было сожжено рукой палача. В 1749 г. Дидро написал «Письмо о слепых в назидание зрячим», явно атеистическое произведение, и был отправлен на сто дней в тюрьму (Венсенский замок).

В 1746 г. издатель Лебретон пригласил его в качестве редактора «Энциклопедии». Лебретон помышлял лишь об издании не претендующего на оригинальность и большую научность словаря, переведенного с какого-нибудь иностранного образца. Дидро превратил этот крохотный коммерческий замысел издателя в мероприятие огромной культурной и политической важности. Вместе со всеми деятелями французского Просвещения он создал монументальное произведение общенационального значения, до конца дней был занят этим делом, преодолевая многочисленные препятствия, сопротивление цензуры, опасения своего издателя, запреты и преследования властей. Он написал сам около тысячи статей для «Энциклопедии».

«Энциклопедия» издавалась в течение 30 лет 1 . Несколько раз правительство пыталось задушить начатое дело; затравленный д»Аламбер не выдержал напряжения борьбы и отошел от руководства изданием. Дидро один довел дело до конца.

Иногда «Энциклопедию» «спасали» капризы двора. Вольтер рассказывает, что однажды в Трианоне зашел разговор о том, как делают порох (этого не знал герцог Нивернуа), как изготовляют румяна и шелковые чулки (этого не знала всесильная фаворитка короля маркиза Помпадур). Обратились к «Энциклопедии». Узнали и восхитились. Так была решена ее судьба.

В издании «Энциклопедии» участвовали все просветители: Руссо писал статьи о музыке, Тюрго – о политэкономии. Статью «Разум» написал Вольтер. Монтескье дал интересную работу по эстетике (статью «Вкус»). По вопросам религии писал Гольбах.

«Энциклопедия» просветителей, конечно, отличается от наших современных энциклопедий. Это скорее огромное коллективное литературно-публицистическое, полемическое произведение, чем научный справочник в его прямом смысле. Сами материалы «Энциклопедии» просветителей свидетельствуют о том, что не было заранее подготовленного и научно обработанного словника с точным расчетом количества строк, столбцов и пр. в зависимости от важности и значения слова, как это делается в настоящее время при подобных изданиях. Поэтому современному читателю покажется странным, что для слова «Европа» «Энциклопедия» выделила один столбец (т. IV), а рядом термин «Военные эволюции» занял несколько страниц (169–207), что многие важные слова вообще не объяснены: нет, например, статьи о Шекспире. В ряде случаев материалы, приведенные в «Энциклопедии», не соответствовали даже тогдашнему уровню науки; таковы, например, сведения о России.

Нужно учитывать трудности работы немногочисленных редакторов, не имевших ни соответствующего штата работников, ни достаточного количества добросовестных авторов. «У вас плохие солдаты при хороших генералах», – писал Вольтер д»Аламберу. Редакторы иногда сознательно печатали материалы, противоречащие их собственным взглядам (главным образом по вопросам религии и богословия). Для этого они приглашали в качестве авторов самих духовных лиц. Так, например, в «Энциклопедии» долгое время писал по вопросам религии некий аббат Малле, о статьях которого Вольтер говорил, что его «тошнит от чтения их». Дидро и д»Аламбер во вступлении к IV тому «Энциклопедии» специально декларировали свой принцип: «Мы готовы даже допустить печатание противоположных по точке зрения статей на одну и ту же тему, если вопрос этого заслуживает». Они так и поступали: печатали длинную, тошнотворно скучную богословскую статью, а рядом помещали какой-нибудь анекдот о чудесах, смехотворную историю о святых или иронический каламбур по поводу христианской догмы. Читатели, конечно, проходили мимо рассуждений смиренномудрого аббата, зато читали запоминали и передавали другим какой-нибудь хлесткий антицерковный анекдот.

Замысел энциклопедистов, бесспорно, был разгадан правительством и духовенством. Недаром злейший враг Вольтера и просветителей журналист Фрерон писал о редакторах «Энциклопедии»: «Это опасные волки, перерядившиеся в овец».

Папа Климент XIII в специальном бреве (послании) от 3 сентября 1759 г. осудил «Энциклопедию» на сожжение. Французские иезуиты в память этого события выбили медаль с колоритной латинской надписью «Попранная нечестивая мудрость». На медали были изображены глобус и книга («ложная мудрость»), придавленные («попираемые») крестом («торжествующей церковью»). Вселенский собор (1965) под председательством папы Павла VI отменил Индекс.

В 1773 г. в жизни Дидро произошло важное событие: он принял предложение Екатерины II приехать в Россию. Основная работа по «Энциклопедии» была закончена, и он мог позволить себе отлучиться на время из Франции.

Россия радушно встретила великого философа, и он преисполнился самой искренней симпатией к русскому народу. Долгое время в науке бытовало мнение, что французский просветитель, пробыв в Петербурге около года, не заинтересовался русской культурой, но, как показали исследования профессора В.И. Чучмарева, Дидро многое сделал по изучению русского языка и литературы и вывез из России целую библиотеку русских книг.

Екатерина II часто беседовала с Дидро и писала Вольтеру самые восторженные отзывы об этих беседах с его собратом. Вряд ли все, что высказывал в этих беседах французский гость, нравилось русской государыне, например нижеследующее его заявление о назначении философа: «Он говорит народам, что сила на их стороне, и если их ведут на бойню, то это потому, что они сами позволяют себя вести». Или: «Результаты революции возмещают ту кровь, которая ради них проливается». Дидро присутствовал однажды в Петербурге на собрании Академии наук и передал академику Эйлеру список вопросов о России. Ответы дал академик Лаксман. Дидро был избран почетным членом Российской Академии наук.

Любопытен его разговор с Екатериной о столице России. Он говорил: «Пограничные города по самой своей природе должны быть крепостями, местом обороны или обмена», «весьма нецелесообразно помещать сердце на кончике пальца». Екатерина ответила, что Москва может стать «местопребыванием двора» не раньше, чем через сотни лет.

Вернувшись во Францию, Дидро больше никуда не выезжал и умер в 1784 г. Незадолго до того Екатерина II купила ему особняк в дворянском районе Парижа в предместье Сен-Жермен, куда писатель переселился из бедной своей квартиры на четвертом этаже одного из домов Латинского квартала. Русская императрица оказала большую материальную поддержку философу, купив у него его личную библиотеку и сделав Дидро ее хранителем. (Жалованье было уплачено за 50 лет вперед, поэтому философ шутил, что честь обязывает его жить еще пятьдесят лет.)

В письме к д»Аламберу Екатерина писала: «Было бы жестоко разлучать ученого с его книгами. Я часто бывала в опасении, чтобы не отняли у меня моих, поэтому прежде у меня было правило никогда не говорить о прочитанном мною. Мой собственный опыт помешал мне причинить такое затруднение другому». Покупка состоялась в 1765 г. Через 20 лет, после смерти Дидро, библиотека поступила в Петербург. Она состояла из 2904 томов. Ныне их судьба неизвестна.

Философские труды Дидро

Начал Дидро с откровенного признания христианского бога. Здесь сказалось влияние господствовавшей идеологии на неопытный и неискушенный еще ум юного мыслителя (вольный перевод и комментарий к книге английского философа Шефтсбсри, которую он выпустил под заглавием «Принципы нравственной философии, или Опыты г-на Шефтсбери о достоинстве и добродетели», 1745).

Через год, в своем первом самостоятельном сочинении «Философские мысли», Дидро уже отрекся от безоговорочного признания христианского бога. Парижский парламент, осудивший это сочинение на сожжение, в своем постановлении писал, что в «Философских мыслях» Дидро «с напускным притворством ставились все религии на один уровень, чтобы не признать в конце концов ни одной». В сочинении «Письмо о слепых в назидание зрячим» он опровергает религию не путем разоблачения нелепостей священного писания, как делал раньше, а изложением основных принципов материализма, ведущих к отрицанию религии. Просветительское движение во Франции в этом сочинении Дидро сказало новое слово, сделало новый шаг вперед.

Геро, ен в дневнике 1842 г. записал: «Продолжаю в свободное время лекции Вильмена. И это мне очень полезно, мы забыли XVIII век; тут он оживает, переносимся снова в те времена Вольтера, Бюффона, – и что ни говори, великие имена. Замечательно следить, как в начале своей карьеры Вольтер дивит, поражает смелостью своих религиозных мыслей, – и через два десятка лет Гольбах, Дидро; он отстал, материализм распахнулся во всей силе. Тут видишь 93 года».

Ученый-математик Саундерсон, выведенный в названном сочинении Дидро, слепой, познавший в практике своей жизни особую силу чувства осязания, отвергает идею бога, ибо его нельзя осязать. Мир материален, мы познаем его путем ощущений через наши органы чувств. Всякая идея есть лишь результат деятельности нашего мозга, она есть отражение определенной материальной сущности. Дидро выступил против субъективного идеализма английского философа первой половины XVII столетия епископа Беркли, тонко подметив, что признание только ощущений может вести и к идеализму (Беркли), и к материализму (Локк). Сочинение свое Дидро послал Вольтеру, желая получить поддержку и одобрение вождя французского Просвещения. Вольтер ответил неодобрительно, заявив, что было бы наглостью хвастаться знанием сущности бога, однако было бы вместе с тем и дерзостью отрицать его существование. Дидро не стал спорить с «мэтром». «Я верю в бога, хотя живу в ладах с атеистами», – уклончиво писал он ему.

Дидро твердо встал на позиции материализма и атеизма. Он глубоко изучил материалистическую литературу прошлого, особенно основателя материализма новейшего времени Бэкона. Последующие философские сочинения Дидро «Мысли об объяснении природы и философские принципы» (1754), «Разговор д»Аламбера с Дидро», «Сон д»Аламбера» (1769), «Элементы физиологии» (1774–1780) и другие в яркой, остроумной форме излагают материалистические принципы.

Политические и социальные идеи Дидро были близки идеям Вольтера. Как и фернейский патриарх, он возлагал большие надежды на просвещенного монарха. «Соедините какого-нибудь государя с философом, и вы получите совершеннейшего государя», – писал он в статье «Философ» (в двенадцатом томе «Энциклопедии»).

Как и все просветители, он верил в основополагающую силу закона («Только закон всесилен», «Народы Европы существуют не для того, чтобы служить капризам дюжины государей»).

Дидро больше, чем кто-либо из французских просветителей, занимался вопросами теории искусства. Познания его в этой области были чрезвычайно разносторонними: музыка, живопись, скульптура, теория драматургии и сценического мастерства – все это входило в круг его интересов и специальных исследований. Философия искусства Дидро превратилась в стройное эстетическое учение.

Дидро принял участие в издании рукописного журнала «Литературная, философская и критическая корреспонденция», который в количестве 15 экземпляров публиковался в Париже под редакцией Мельхиора Гримма и рассылался коронованным подписчикам тогдашней Европы. Дидро помещал в журнале свои критические обзоры выставок новых картин, открывавшихся регулярно через каждые два года в Лувре и получивших название «Салоны». Под тем же названием шли и корреспонденции. Написанные в яркой полемической форме, обзоры пропагандировали и развивали новые эстетические принципы. Философ, к голосу которого прислушивалась литературная, музыкальная и художественная общественность, весьма эффективно влиял на формирование передового искусства, проникнутого просветительскими идеями. Он утверждал, что порочная социальная система развращает и искажает вкусы. «При деспотизме красота – это красота рабов».

Дидро призывал художников к великой цели – служить народу. «Выставь на позор фанатические народы, пытавшиеся покрыть позором тех, кто их просвещал и открывал им истину, разверни передо мной кровавые сцены фанатизма. Открой властителям и народам, каких великих бедствий следует ждать от этих проклятых проповедников обмана. Почему не хочешь ты восседать среди наставников человечества, среди утешителей его в жизненных скорбях, мстителей за совершенные преступления, среди награждающих его за добродетель?» («Опыты о живописи»),

Дидро ставит серьезнейшую проблему, не раз обсуждавшуюся до и после него в литературе, – о нравственном облике художника. Человек, не воспитавший себя для жизни в обществе, не утвердивший в своем сознании твердые нравственные принципы, не может стать настоящим поэтом, музыкантом, живописцем. Поэтому первая задача художника – правильно формировать свою собственную личность. Эстетика, как наука об искусстве, не может стоять в стороне от вопросов морали, политики, социальной и экономической жизни общества.

«Как может инструмент правильно передать мелодию, если он расстроен? – спрашивает философ. – Составьте себе точное представление о жизни, согласуйте свое поведение с долгом, станьте добродетельным человеком и поверьте, что работа и время, затраченные на человека, не пропадут даром для автора. Моральное совершенство, которое воцарится в вашем характере и нравах, бросит отблеск величия и справедливости на все, что вы напишете».

Он был почитателем таланта Ричардсона. Когда английский писатель в 1761 г. скончался, Дидро посвятил ему сочинение «Похвала Ричардсону», изложив свой взгляд на искусство прозы. Оно заключается в стремлении автора прославить моральную устойчивость простолюдина в отличие от развращенности аристократов. Оно заключается также и в том, что автор наблюдает жизнь в ее реальных проявлениях и заносит на свое художественное полотно конкретные и действительные явления мира. «В романе Ричардсона, как и на свете, люди делятся на два класса: на тех, кто блаженствует, и на тех, кто страдает».

Дидро призывал художников проникать в социальные корни психологии персонажей, находить социальные причины их поступков и поведения. «В обществе каждая среда имеет свой характер и свое выражение – ремесленник, дворянин, простолюдин, писатель, священник, чиновник, военный».

Философ осудил искусство рококо. Наиболее яркого выразителя этого стиля, художника Буше, писавшего на излюбленные аристократами эротические темы, он критиковал беспощадно. Такой же критике подвергались и холодные помпезные картины на исторические темы, в которых аллегорический элемент составляет едва ли не первенствующее место («Аллегория редко бывает величественна, почти всегда она холодна и туманна»).

Он осудил и нормативную эстетику классицизма, пресловутые «правила», тиранически господствовавшие не только в драматургии, но и в других видах искусства: «Правила приводят искусство к рутине», «Нет почти ни одного из этих правил, которого бы не мог с успехом переступить гений».

Устанавливая принципы относительности категории прекрасного в искусстве, Дидро писал: «Порочна та критика, которая выводит абсолютные правила, глядя па совершенные творения, как будто способы нравиться не бесконечны!» Его теория прекрасного исходит из утверждения принципа правдивости искусства.

«Красота в искусстве имеет ту же основу, что и истина в философии. Что такое истина? Соответствие наших суждений вещам. Что такое красота подражания? Соответствие изображения вещи». При этом философ связывает понятие прекрасного с принципом полезности. Прекрасное всегда благотворно. Красота и добро неразрывно связаны. Утверждая приоритет природы над искусством («Гармоничность лучшей из картин – лишь весьма слабое подражание гармоничности природы»), он вместе с тем против копирования природы: «Иногда природа суха, но искусство никогда не должно быть сухим», «Будьте учеником радуги, но не рабом ее», «Если вы умеете передать страсти без присущих им гримас, вы не погрешите ни в чем».

Философ ратует за простоту в искусстве, видя в ней существенный элемент прекрасного. «Простота – одно из главных качеств красоты; она неотъемлемый признак возвышенного». Однако: «Все, что обычно, – просто, но не все, что просто, – обычно». Это же относится и к правдивости искусства: «Все, что правдиво, – естественно, но не все, что естественно, – правдиво».

Дидро размышлял о несравненном совершенстве творений античных мастеров; оно коренилось, по его мнению, в том, что чувство прекрасного было всеобщим, что народ был не только ценителем искусства, но и служил моделью для искусства.

В эстетических трудах Дидро много тонких наблюдений, бесценных для художника и всех ценителей искусства. Например: «Нет ничего более волнующего, чем меланхолическая деталь в сюжете шутливом». В античной скульптурной группе «Лаокоон» он восторгается чувством человеческого достоинства, нашедшим свое выражение даже в страдании.

Драматургическая теория. Драматургическая теория Дидро явилась важнейшим вкладом в область театрального искусства; она знаменовала собой новый этап в истории французского театра. Работы Дидро по теории драматургии («Рассуждение о драматургической поэзии» и др.) были написаны в связи с его драматическими опытами.

Реформа театра, задуманная Дидро, исходила прежде всего из политических задач Просвещения, и критика классицизма велась с тех же позиций. Новый герой должен был прийти в искусство, и театральные подмостки, с которых уже сотни лет величественно декламировал напыщенные александрийские стихи высокопоставленный герой классицистической трагедии, теперь должны принять героя-буржуа, героя-простолюдина. Новые темы, новые проблемы надлежит поставить в пьесах.

«Сын мой, если хотите знать правду, идите в жизнь… ознакомьтесь с различными общественными положениями, побывайте в деревнях, заходите в хижины, расспрашивайте тех, кто там живет, или, лучше, взгляните па их постели, хлеб, жилище, одежду, – и вы узнаете то, что льстецы ваши будут стараться скрыть от вас.

Чаще напоминайте себе… что не природа создала рабов и что ничто под луной не обладает большей властью, чем она, что рабство порождено кровопролитиями и завоеваниями, что всякая система морали, всякий политический строй, направленные на отделение человека от человека, плохи».

Словом, искусство необходимо приблизить к жизни, из небесных сфер, фантазии и иллюзий спустить на матушку-землю со всеми ее земными проблемами и конфликтами: «Гениальные люди нашего века привели философию из воображаемого мира в реальный. Не найдется ли гений, который оказал бы такую же услугу лирической поэзии и который свел бы ее из области фантазии на землю, обитаемую нами?»

Интересны мысли Дидро по проблеме, которую мы в наши дни называем проблемой традиций и новаторства.

Одинаково нехороши как те, кто рабски подчиняется правилам, так и те, кто дерзко отвергает все приобретения человечества в области художественного мастерства: «Один сводит на нет наблюдения и опыт минувших веков и возвращает искусство к его младенчеству, другой останавливает его в данном его состоянии и мешает ему двигаться вперед».

Классицистическую трагедию с ее высокопоставленными героями, с ее устремленностью в древность, в мифологию Дидро предложил заменить новым жанром – драмой («слезной комедией»), посвятив ее современности и героям-простолюдинам. В качестве образца такой драмы он дал театру «Комеди Франсез» свою пьесу «Побочный сын», которая была поставлена на сцене, потерпела провал и была снята с репертуара. Вторая пьеса, «Отец семейства» (1758), уже более зрелая по исполнению, шла в 176! г. в том же театре и имела некоторый успех у зрителя.

В пьесы Дидро в качестве основного эмоционального средства воздействия на зрителя вводит элемент чувствительности. Писатель противопоставлял трогательность нового жанра («слезной комедии») возвышенной патетике старого (классицистической трагедии). Во всех его начинаниях ощущается замысел просветителя: непритязательную красоту обыкновенных нравственных поступков человека писатель ставит выше воинственной героики, столь излюбленной и столь прославляемой в официальном искусстве абсолютистского государства.

«Воспоминания о самых блестящих подвигах не сравнятся с воспоминаниями о стакане воды, поднесенном из человеколюбия тому, кто испытывал жажду».

«Парадокс об актере». Дидро написал специальную работу, посвященную актерскому мастерству, «Парадокс об актере» (1773). Первый вариант этой работы был опубликован в журнале Мельхиора Гримма «Литературная корреспонденция». Полный текст увидел свет после смерти автора, в 1830 г.

Дидро приравнивал мастерство актера к мастерству поэта, драматурга, музыканта, горячо протестовал против презрительного отношения к актеру, господствовавшего тогда (Мольер, как известно, не был избран членом Академии только потому, что не хотел отказаться от сцены, а знаменитая актриса XVIII в. Лекуврер была лишена права погребения но христианскому обычаю). «Я высоко ставлю талант великого актера; такой человек встречается редко, так же редко, и, может быть, еще реже, чем большой поэт».

Дидро опроверг теорию о подсознательном чувстве актера, о его способности целиком перевоплощаться на сцене в представляемого игл героя, отрешаясь от своей собственной личности, что противоречит всем законам естества. Мастерство актера зиждется на большой, кропотливой работе, на глубочайшем знании законов сцены, замыслов автора, сущности художественного образа, знании своих сценических возможностей и великолепном владении собой. «Актеры производят впечатление на публику не тогда, когда они неистовствуют, а когда хорошо играют неистовство». «Парадокс об актере» – первая книга, в которой философия актерского искусства была поставлена на прочные научные основы.

Философские повести Дидро. Художественный талант Дидро проявился не в драматургии, а в его великолепных прозаических новеллах. К. Маркс пришел в восторг, прочитав повесть Дидро «Племянник Рамо». Он писал Ф. Энгельсу в апреле 1869 г.: «Сегодня я случайно обнаружил, что у нас дома имеются два экземпляра «Племянника Рамо», поэтому посылаю тебе один. Это неподражаемое произведение еще раз доставит тебе наслаждение» 1 . Такого же мнения о новелле Дидро был и Ф. Энгельс, отозвавшийся о ней позднее, во введении к «Анти-Дюрингу», как о произведении «высокого образца диалектики». Гете с восхищением отзывался о повести Дидро «Жак-фаталист».

«Племянник Рамо» – одно из лучших произведений Дидро. Повесть написана в характерной для французских просветителей, воспринятой ими от античных философов форме философского диалога. Это беседа двух остроумных людей, один из которых (сам автор) – человек высокой морали, бедняк, презревший интересы богачей и отдавший себя служению человеческим идеалам, второй (племянник Рамо) – отказавшийся от чувства собственного достоинства, от морали и признавший лишь один жизненный принцип – удовлетворение низменных инстинктов.

Прототип главного персонажа повести действительно существовал и, вероятно, был хорошо известен Дидро. Он в самом деле являлся племянником известного французского композитора Жана Филиппа Рамо, вел жалкую, грязную жизнь пресмыкающегося тунеядца и скончался в 1771 г. в приюте для бездомных.

Дидро увидел в судьбе этого человека характерные черты века и поднял единичную фигуру на высоту большого социального обобщения. Циничные признания Рамо превратились в беспощадное обвинение общества. «Рамо был отвратителен не больше и не меньше других, но более откровенен и последователен, а порой даже глубокомыслен в своей испорченности», – писал Дидро о нем.

Рамо мог быть весьма полезным членом общества. Он умен, проницателен, наблюдения его точны. Он любит музыку и, очевидно, был бы неплохим музыкантом. Здоровье его не оставляет желать ничего лучшего, и он жизнерадостен, несмотря на все свои злоключения. Он перепробовал много профессий и остановился на самой легкой – профессии паразита-прихлебателя.

Эта роль, впрочем, и трудна, ибо требует большого ума, изобретательности. Даже лесть хозяину, пригласившему к себе на обед, должна быть разнообразна, чтобы не набить оскомину. Даже выставить себя на посмешище следует с особым тактом. Изобретательность и ум нужно проявить даже в том, чтобы доставить богатому патрону удовольствие тебя унизить и оскорбить. А между тем какие неприятные сюрпризы делает природа человеку! Она вдруг в самую неподходящую минуту начинает бунтовать, заявлять о своих правах. «Достоинство, присущее человеческой природе, которого ничто не может заглушить… пробуждается ни с того ни с сего, да, ни с того ни с сего», – жалуется прихлебатель. Рамо ощупью добирается до самых истоков социальных несправедливостей, до их причин: они – в имущественном неравенстве людей. «Что за дьявольское устройство! Одни обжираются, а другие, у которых такой же ненасытный аппетит, не имеют ни куска». Рамо низок и подл, и сам знает это. Однако он нисколько не огорчен этим обстоятельством. Наблюдения над взаимоотношениями людей в социальном мире наталкивают его на самые безрадостные мысли. «В природе пожирают друг друга все виды животных, а в обществе пожирают друг друга все сословия».

За деньги прощается все: «Богатство покрывает пороки и преступления», «Кто богат, не может себя обесчестить, что бы он ни вытворял». Богатые – это разбойники, ограбившие народ. Какой же вывод Рамо делает для себя? Презреть богатство, ибо оно бесчестно? Быть честным в мире подлецов? Ничуть не бывало. «Рамо должен быть счастливым разбойником среди богатых разбойников».

Он не признает морали («предмет столь изменчивый»), он не верит ни в какие идеалы, просветляющие жизнь человека, для него все сосредоточивается в инстинкте самосохранения: «Плевать мне на совершеннейший из миров, если меня нет в нем».

«В последнюю минуту все одинаково богаты – и Самюэль Бернар, оставивший двадцать семь миллионов золотом, нажитых воровством, грабежом, банкротствами, и Рамо, который не оставит ни гроша. Под мрамором ли лежать или гнить под землей, – не все ли равно». Следовательно, надо быть тем, чем выгодно быть: хорошим или дурным, рассудительным или шутом, пристойным или бесстыдным, честным или порочным, смотря по обстоятельствам. Кто же воспитал в Рамо эту чудовищную мораль? Те, перед кем пресмыкался он, подличал, изображая шута ради подачки, вкусного обеда или куска хлеба, – представители господствующих сословий.

«Как-то раз я обедал у министра французского короля. Этот министр – ума палата, так вот он доказал нам, как дважды два – четыре, что для народа нет ничего полезнее лжи и ничего вреднее правды.

Я запамятовал его доказательства, но из них следовало с очевидностью, что гениальных людей следует ненавидеть и что если на лбу новорожденного заметны признаки этого опасного дара природы, то его надо задушить или бросить псам». Рамо – уродливый сын века. Безнравственность господствующих сословий породила его, она же питала всю его жалкую, позорную жизнь.

Особый жанр повести-диалога позволил Дидро использовать один из основных элементов драматургической литературы – разговорную речь. Не только мысли, высказываемые Рамо, характеризуют его нравственный и интеллектуальный облик, но и сам язык, строение фраз, лексика, эпитеты. Речь Рамо насыщена афоризмами. Он циничен, он называет вещи своими именами, отбрасывая все виды смягчений, иносказаний, а также сложные синтаксические построения, которые в устах лицемерных людей часто служат весьма надежным способом скрывать свои мысли. Афоризмы его резки и грубы по форме, как и сама вложенная в них мысль: «Нет славы, зато есть бульон»; «За суповой миской все нищие мирятся»; «Если бы на земле все было превосходно, то ничего не было бы превосходного»; «В мире гораздо больше поз, чем может воспроизвести хореография»; «Я предоставляю облака журавлям и не расстанусь с землей» и т.д.

Дидро начал работать над повестью в 1762 г. Окончательный ее вариант относится к 1779 г. Но повесть не была опубликована при жизни автора и была знакома немногим современникам Дидро лишь по спискам. Одно время она считалась затерянной. В 1805 г. один из ее списков попал в руки Шиллера, а тот передал ее Гете, который опубликовал повесть французского просветителя в собственном переводе на немецкий язык. Только через шестнадцать лет после этого французский читатель познакомился с произведением Дидро; оно было теперь переведено на французский язык с гетевского перевода, и лишь в 1823 г. оригинал был найден и опубликован во Франции.

«Жак-фаталист». Великолепную повесть Дидро «Жак-фаталист и его хозяин» постигла та же судьба. Дидро написал ее, будучи в России, но, вернувшись на родину, не отдал в печать. Она ходила по рукам в списках. В 1785 г. Шиллер перевел на немецкий язык и опубликовал часть повести под заголовком «Месть женщины» («История госпожи Помере»).

Полностью повесть вышла в немецком переводе Милиуса в 1792 г. Во Франции она была напечатана впервые в 1796 г. Здесь также использована форма диалога. Кстати сказать, повесть в переработанном виде увидела сцену в 1850 г. в парижском театре «Варьете» (водевиль «Жак-фаталист»).

В повести много действия, комических ситуаций, много эпизодических лиц, мир изображен шире, полнее, многостороннее. В беседу слуги Жака с хозяином постоянно вмешивается автор, обращающийся непосредственно к читателю.

Хозяин Жака – существо крайне унылое и скучное. Дидро не дал ему имени, сделав его олицетворением всех господ, имеющих слуг. «Кто же был хозяином Жака? Послушайте, разве в мире мало хозяев?» – отшучивается автор. «Он не спит, он также и не бодрствует: он отдается процессу существования; это его обычная функция».

В шутливой форме беззаботного балагурства Дидро выявляет глубокую политическую тенденцию – осуждение тунеядства жизни господствующих сословий. В шутливой аллегории он высказывает не менее смелую мысль о неотчуждаемом праве всех людей в одинаковой степени владеть плодами земли, о недопустимости института земельной собственности. Путешественники отправились «к огромному замку, на фронтоне которого красовалась надпись: «Я не принадлежу никому и принадлежу всем. Вы были там прежде, чем вошли, и останетесь после того, как уйдете», – пишет Дидро.

Образ слуги Жака чрезвычайно колоритен. Все симпатии великого просветителя к народу сказались в той обаятельной теплоте, с которой он рисует представителя народных масс. Жак деятелен и предприимчив, у него острый, практический ум. Он справедлив и бескорыстен и при этом лукав, не даст себя в обиду, сумеет при случае использовать не только силу, но и хитрость. Жак добродушен и жизнелюбив. Оптимизм его неиссякаем, а постоянные его ссылки на волю свыше («так было предначертано свыше») нисколько не содержат в себе мистического смысла. «Так предначертано свыше», – гласит христианская заповедь. Каждый день ее произносят с церковного амвона и повторяют доверчивые прихожане. Народ привык к этой фразе, уверовал в ее мрачный смысл и с философским спокойствием относится к своим несчастьям и общественной несправедливости. Зачем Жак служит своему хозяину? Разве он не умнее, предприимчивее, энергичнее его? «Так, верно, предопределено свыше», – добродушно решает Жак. Зачем парод терпит притеснения власть имущих, всех привилегированных сословий, ведущих паразитическую жизнь, эксплуатирующих ум, энергию, дарования народа? Так, верно, предопределено свыше, решают многомиллионные благородные труженики, простосердечно поддавшиеся обману.

Бескорыстный Жак, возвратившийся к хозяину с золотыми часами и кошельком, утерянными последним, претерпев ради «господского добра» много мытарств и опасностей, встречен ленивым тунеядцем грубой бранью. Хозяин не способен оценить благородство слуги и собирается избить его. За что? – Ему самому неведомо. Просто потому, что Жак – слуга, а слугу полагается бить. «Потише, сударь, я сегодня не в состоянии терпеть удары; один – куда ни шло, но после второго я удеру и оставлю вас здесь», – решается протестовать добродушный Жак. Однако он соглашается на один удар. Почему? Разве он его заслужил? Нет. Но он слуга, а господин вправе бить своего слугу. Почему? Жак не хочет ломать голову над этой проблемой: «Верно, так предопределено свыше». Но читателя эта проблема волнует, тем более что благородный и добродушный Жак ему очень симпатичен.

В образе Жака много от Панурга Рабле, от Санчо Панса Сервантеса. Речь Жака остроумна и выразительна при всей ее грубоватости. «Жак-фаталист и его хозяин» – одно из интереснейших произведений в литературе XVIII в.

В 1760 г. Дидро написал роман «Монахиня», разоблачавший преступления церкви. Девушку Сюзанну Симонен, вопреки ее воле, определяют в монастырь. Девушка умна, красива, здорова. Природа создала ее для жизни. Общество, руководствуясь предрассудками, обрекает ее на аскетическое отречение от всех интересов, желаний, склонностей. Природа создала ее свободной. Общество, руководствуясь противоестественной моралью, проповедуемой церковью, заковало ее в кандалы. И девушка протестует, отстаивая свои права на жизнь и счастье.

В монастырских порядках, которые являют собой самое страшное извращение понятий о природе человека, все противно Сюзанне. Кликушеское самоистязание или патологическое извращение чувств – вот с чем сталкивается Сюзанна, попав в монашескую среду. Игуменья Арпажонского монастыря преследует молодую девушку преступными притязаниями, питая к ней противоестественную страсть. Монахини, утратившие человеческий облик в этом мрачном каземате, учрежденном во имя Христа, склоняют ее на грязное сожительство со старухой. Сюзанна в ужасе. Она бежит из монастыря. Но перед ней грозная сила предрассудков. Теперь она становится человеком вне закона, преступницей, только потому, что не захотела подчиняться преступному закону общества. Она скрывает свое имя и живет в постоянной тревоге, поступив в услужение к прачке и исполняя самую тяжелую работу. При малейшем шуме в доме, па лестнице, на улице ее охватывает страх. И так день за днем.

«Если же придется когда-нибудь вернуться в какой бы то ни было монастырь, то я не отвечаю ни за что: везде есть глубокие колодцы», – говорит девушка. Роман написан в форме записок-исповеди. Сюзанна, как видит ее читатель, – чуткая, отзывчивая, наивная, немножко склонная к рефлексии девушка. Она глубоко религиозна, и тем не менее (в этом проявился исключительный художественный такт Дидро) каждый ее поступок, каждое движение ее сердца являются протестом против религии. Наивность ее олицетворяет собой здравый смысл «естественного человека». Перед взором этого наивного «естественного человека» спадают маски, прикрывающие пороки цивилизации. Излюбленный французскими просветителями XVIII в. прием – судить современную им общественную систему («цивилизацию») судом наивного человека или дикаря.

Наивным простосердечием дышит каждая строка повести: все описания лаконичны, сведены до минимума. Здесь нет многоцветных картин природы, какими полон роман Руссо «Новая Элоиза», нет лирических страниц, раскрывающих поэзию чувств. Перед нами достаточно сухая, почти протокольная запись.

Дидро всегда во всех своих сочинениях – философ, ученый прежде всего. Заметим, кстати, что Бальзак отказал ему в праве именоваться писателем.

Нет комментариев

    Оставить комментарий